«Я люблю изображать мир вещей, который старательно приручаю». Художница Нина Котел о своем новом проекте
Пространство BURO ALL GALLERY — это концепт-стор и галерея, где коллекционер Елена Антонова представляет отобранные ею предметы декоративного искусства и дизайна, которые можно приобрести.
10 августа здесь открылся проект художницы Нины Котел. Для него она не только подготовила несколько графических работ, но и выступила в роли куратора — собрала вещи из концепт-стора бюро и превратила их в полноценную экспозицию, где объекты обрели новую жизнь. Мы расспросили Нину Котел про сотрудничество с галереей, а еще поговорили о необычных названиях к работам и любви к окружающим вещам, которые ей всегда хочется приручить.
НАЧНЕМ С САМОГО ГЛАВНОГО — КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ДЛЯ НОВОЙ ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТА?
Около трех месяцев назад со мной связалась Елена Антонова, основатель BURO ALL GALLERY, чтобы приехать ко мне в мастерскую и посмотреть на работы. Тогда Елене приглянулась раритетная серия «Золотая рыбка» 1999 года с красной прищепкой, и она приобрела ее целиком. Как раз эти работы сейчас висят в галерее в Большом Саввинском.
И ВЫ РЕШИЛИ, ЧТО СДЕЛАЕТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ НОВЫЕ РАБОТЫ?
Да. Но перед этим вместе с командой галереи и моей племянницей Анной Потоцкой (которая как раз и сняла фильм про процесс создания работ) мы отправились на флористический рынок. Там я увидела прекрасные пальмы, лотосы, инжир и очень вдохновилась ими.
И поняла, что могу придумать композицию с этими экзотическими растениями. И решила обязательно включить в работы приглянувшиеся мне вазы бренда 101 Copenhagen из концепт-стора. Мне понравилось, что они такие скульптурные и объемные. Ну а уже потом я работала над задуманной мною композицией в течение двух месяцев прямо в пространстве галереи.
ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМ ВЫ, ОТБИРАЛИ ДИЗАЙНЕРСКИЕ ОБЪЕКТЫ ИЗ КОНЦЕПТ-СТОРА BURO ALL GALLERY И СОЗДАВАЛИ СВОЮ ЭКСПОЗИЦИЮ ИЗ НИХ?
Именно так. Это стало продолжением моей работы над картинами на бумаге. Экспозиция сложилась из объектов для интерьера и моих произведений — новой серии и той самой «Золотой рыбки», приобретенной Еленой пару месяцев назад.
Сейчас, глядя на результат, я понимаю, что именно так нужно показывать эти предметы интерьера, чтобы они жили среди искусства и маленьких деталей. Понимаете, я даже в театре, приходя на спектакль, наблюдаю за мизансценами — люблю смотреть на то, что происходит параллельно с основным действием: звуки, освещение, декорации. Ведь именно благодаря им получается цельная картина.
А ЧТО БУДЕТ С РАБОТАМИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОЕКТ ЗАКОНЧИТСЯ?
Все мои работы уедут в частную коллекцию Елены — это серия «Золотая рыбка», две большие композиции и четыре других, которые создавались специально для проекта. Но еще можно успеть увидеть их до 11 ноября.
ВЫ ВСЕГДА ТАК НЕОБЫЧНО ПОДПИСЫВАЕТЕ СВОИ РАБОТЫ. ВОТ И В ЭТОТ РАЗ ДВА БОЛЬШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫ НАЗВАЛИ «ПАЛЬМЫ И ЛОТОС ПРИВЕТСТВУЮТ ЧАЙНУЮ ЛОЖЕЧКУ» И «ПЛЫВУЩИЕ НА РОЗОВОЙ ЛОДКЕ НЕ ЗАМЕЧАЮТ КАШТАНЫ В ТЕНИ». ДОЛГО РАЗМЫШЛЯЕТЕ НАД НАЗВАНИЯМИ?
Я очень люблю придумывать названия к своим работам. Это моя любимая часть. Обычно они приходят в голову в процессе работы.
ТЕПЕРЬ СТАЛО ИНТЕРЕСНО, СЛОГ КАКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВАМ НРАВИТСЯ? МНЕ КАЖЕТСЯ, НЕВОЗМОЖНО ПРИДУМЫВАТЬ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ, НЕ ИМЕЯ ПРИЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДОМА!
Я очень люблю Фолкнера и Джойса. С самого детства читаю поэзию сюрреализма, и она, наверное, повлияла на меня больше всего. Это Элюар, Аполлинер, Деснос. Восточная поэзия также прекрасна, мне всегда нравились хокку. И эти названия, которые находятся здесь, тоже отсылают к Востоку.
А вообще, когда у тебя накапливается большой бэкграунд из прочитанных книг, просмотренных фильмов и изучения разных культур, то ты не придумываешь название натужно, оно просто приходит тебе в голову. Ведь на пустом месте ничего не рождается, это совокупность прожитого опыта.
А ЕСЛИ БЫ ВАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ КНИГУ, ВЫ БЫ СОГЛАСИЛИСЬ? НАД КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ВЫ БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ СТАЛИ РАБОТАТЬ?
Вы знаете, я не считаю себя иллюстратором и вряд ли бы когда-нибудь взялась за это. Вот мой муж, Владимир Сальников, занимался иллюстрацией профессионально, он был теоретиком иллюстрации и, кстати, первый мой муж тоже занимался иллюстрацией (смеется). А ведь это совсем нелегко: там надо интерпретировать чужие тексты, это важно понимать. Поэтому Володя всегда говорил: «Я интерпретировал этот текст так и предлагаю для него свое решение». Я же на себя такую ответственность брать не хочу.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ВАШИХ КАРТИН — ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ОКРУЖАЮТ НАС КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КОТОРЫЕ МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ЗАМЕЧАЮТ, НО ТОЛЬКО НЕ ВЫ. ТАКАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К ДЕТАЛЯМ БЫЛА С ВАМИ ВСЕГДА?
С самого детства, да. Помню, как в первом классе пришла в гости к моей подруге Томочке. Ее отчим был художником, и дома у них висела мастерски написанная им акварель в стиле Серова. На ней была изображена как раз моя Томочка в красном сарафанчике, державшая белоснежную тарелку со спелой вишней. И это для меня было большим потрясением.
А У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЕ ВЕЩИ-БЕЗДЕЛУШКИ, ПОДОБНЫЕ ТЕМ, ЧТО ВЫ ИЗОБРАЖАЕТЕ НА СВОИХ КАРТИНАХ?
Их очень много. Наверное, самые дорогие мне — это часы моих родителей. Еще я всегда с собой ношу каштанчики. Как-то раз, когда я прогуливалась с известным чешским художником Иржи Давидом по Петербургу в сторону Русского музея, он поделился со мной, что всегда носит с собой каштаны. А я ему говорю: «Ты меня ничем не удивил!». И достаю свои из кармана. Это же все родом из детства, мне еще тогда нравилось это приятное тактильное ощущение, когда гладишь их. Вот так всегда нащупываешь в кармане каштанчики и возвращаешься в детство. Это как талисман.
ХУДОЖНИЦА АННА ПОТОЦКАЯ СНИМАЛА ДЛЯ ГАЛЕРЕИ ФИЛЬМ ОБ ЭТАПАХ ВАШЕЙ РАБОТЫ. ЧТО ДУМАЕТЕ, КОГДА СМОТРИТЕ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ?
Я довольна тем, что Аня, так скажем, задокументировала этот момент. Все, кто смотрел, удивлялись тому, что я работаю с такой страстью и вовлеченностью. А я им отвечала: «Ну да, а вы как думали?». Художник должен сливаться с тем, что он делает, быть максимально погруженным в работу. И мне понравилось, что у Ани этот фильм получился максимально живым — мы в нем шутим, работаем, все как в реальной жизни.
ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО КАЖДЫЕ 5 ЛЕТ ХУДОЖНИКУ НУЖНО МЕНЯТЬ РАКУРС. ЧТО ВЫ ИЗМЕНИЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ, И КУДА ПЛАНИРУЕТЕ ИДТИ ДАЛЬШЕ?
Вы знаете, а я ничего не поменяла... И мне это позволительно, потому что я не занимаюсь конъюнктурой, я не успешный коммерческий художник, поэтому пусть меняются другие, а я пока не хочу. Я люблю изображать мир вещей, который я старательно приручаю.