“Form of Presence”: An Exhibition of The Gathering Artists at SOUL
Through October 26, the design space SOUL hosts a joint exhibition by The Gathering gallery and the urban-quarter developer FORMA. The project brings together six artists presenting their versions of an inner landscape that conveys a sense of home.
We spoke with the developer’s team and curator Maya Kovalski about how art becomes part of the environment and reshapes our experience of space.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Девелопер FORMA
О сотрудничестве с современными художниками
Для FORMA современное искусство — это способ говорить о городе и доме на языке эмоций. Художники помогают увидеть привычное по-новому, уловить тонкие детали среды, которые формируют атмосферу места. В этом мы видим ценность: искусство усиливает восприятие архитектуры и открывает для жителей еще один уровень диалога с пространством.
О подготовке проекта
Мы начинали с идеи: исследовать, что для каждого из нас значит «дом» и какие чувства он пробуждает. Куратор выставки Майя Ковальски помогла выстроить цельный замысел и пригласила художников, чьи работы как нельзя лучше передают это ощущение — Дмитрия Жукова, Анну Дерябову, Регину Рзаеву, Екатерину Герасименко, Полину Майер и Александру Азовцеву. Все произведения были созданы специально для этого проекта — как отражение личных эмоций и переживаний, связанных с темой «я дома». Подготовка превратилась в процесс, где всё имеет значение — как расположены работы и как свет раскрывает их характер.
Об отклике зрителей
Мы видим искренний интерес наших гостей. На выставки приходят не только ценители искусства, но и люди, которые впервые открывают для себя этот мир. Для нас важно, что такие проекты становятся точкой притяжения, создают живое общение и помогают по-новому почувствовать пространство, в котором мы живем.
И это особенно важно для SOUL. Весь будущий квартал основан на атмосфере творчества, которую задает соседство с Изофабрикой — объектом культурного наследия, построенного в 1933-1934 годах архитектором Георгием Гольцем. Здание будет отреставрировано и обретет свой первоначальный облик, вновь став центром культурной жизни района. Здесь современное искусство становится естественной частью среды, а запуск третьей очереди SOUL, которая объединит и высотные здания, и камерные дома, продолжает эту логику: новые дома вплетаются в культурный контекст и усиливают ощущение квартала как пространства для жизни и вдохновения.
Майя Ковальски
куратор выставки
О проекте, специально для которого создаются работы
Когда художники создают работы именно для выставки, это всегда добавляет ответственности — и для них, и для куратора. Нужно не просто собрать индивидуальные истории, а сложить их в единое высказывание. Для меня важно, чтобы художник был верен своей художественной практике и сохранил свою индивидуальность даже в групповом проекте.
О размышлениях о доме
У каждого автора своя оптика: кто-то возвращается к детским воспоминаниям, кто-то работает с бытовыми следами, кто-то осмысляет дом как утрату. Например, Регина Рзаева работает с тактильной памятью — через материалы и ощущения поверхности. Ее художественный метод наблюдательный: Регина исследует, как свет, тень, угол падения, фактура ткани и поверхности влияют на то, как мы чувствуем пространство. В ее работах солнечный свет смягчает границы и наполняет их теплом, создавая то самое чувство близости, которое мы связываем с домом. При этом она обращается и к замкнутым пространствам, показывая, что дом может быть одновременно укрытием и ограничением. Ее подход позволяет воспринимать дом через ощущения, а не только глазами.
Об экспозиции выставки
Над архитектурой работала Диана Жегалова. Я очень ценю ее подход к работе с выставками. Мы понимали, что пространство SOUL само по себе очень выразительное, и не хотелось «перекрывать» его архитектуру. Поэтому экспозицию сделали максимально светлой и легкой: для графики придумали специальные конструкции, которые позволили сохранять воздух. Таким образом, выставка стала не вторым слоем, наложенным на зал, а естественным продолжением пространства, подчеркивая его особенности и сохраняя цельность.