Where the beauty is created: inside Ivan Novikov’s studio in Moscow
Ivan Novikov is an artist, curator, art theorist, and educator. He works with painting and installation, delving into the limits of the medium and engaging with the history of the 20th century. Through March 23, the exhibition Bursts and Breezes — curated by Novikov — is on view at the Winzavod Center for Contemporary Art. On March 12, he opens Blue, his first solo exhibition in Russia in three years, at pop/off/art gallery.
We spoke with Novikov about the psychosomatics of curating, the challenges of art education, and his time working on a farm alongside horses.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
ПЕРВОЕ, ЧТО МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ, — ЭТО КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЯ РАБОЧАЯ РУТИНА, УЧИТЫВАЯ, ЧТО ТЫ СОВМЕЩАЕШЬ НЕСКОЛЬКО РОЛЕЙ: ХУДОЖНИКА, КУРАТОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ЧЛЕНА РЕДСОВЕТА «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА».
Наверное, скажу, что в моей рабочей рутине большую часть времени занимает еще одна роль — отцовская. У нас с моей женой есть замечательный маленький сын, а мое рабочее расписание подстроено под его распорядок дня. Конечно, мы всё делаем вместе с супругой, но тем не менее уход за ребенком — это существенная часть моей деятельности. Например, по утрам я отвожу сына в детский сад, а моя мастерская находится между нашим домом и садиком. Я специально ее выбрал, чтобы можно было максимально редуцировать время на дорогу: после сада я могу сразу отправиться в мастерскую.
Остальные роли заполняют промежутки времени, когда я не с ребенком. Роли, которые ты упомянула, равноценны, но не равнозначны по количеству затраченного на них времени. Например, мое участие в «Художественном журнале» требует времени нерегулярно, а преподавание, наоборот, происходит регулярно.
НАСКОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ ОТДЕЛЕНЫ ДРУГ ОТ ДРУГА РОЛИ КУРАТОРА И ХУДОЖНИКА? У ТЕБЯ ЕСТЬ ШИРОКИЙ ОПЫТ КАК СОБСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, ТАК И КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ. ВОЗМОЖЕН ЛИ ЗДЕСЬ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ?
Это большой и интересный вопрос. Сейчас я нахожусь в межвременье: недавно открыл кураторскую выставку, а уже совсем скоро открывается мой большой персональный проект. Я не могу сказать, что провожу разграничения: сегодня я куратор, а завтра — художник. Чем больше я занимаюсь искусством не только в роли художника, но и преподавателя, иногда теоретика, критика, куратора, тем менее четкими кажутся границы между ролями.
Я хорошо понимаю, что я не профессиональный куратор. При этом мой круг общения состоит в основном из кураторов. Мне естественно находиться в такой среде, я хорошо их понимаю. Но психосоматически, как говорит Виктор Мизиано, куратором я не являюсь. Я могу работать в этом русле, но мой интерес и точка зрения — совершенно другие. У меня довольно персональная практика, в коллаборациях я практически не участвую. Однако я понимаю, как эта структура устроена и, главное, отношусь с уважением и пиететом к кураторам. Художники часто ведут себя иначе и пренебрежительно отзываются о них.
Себя на этой карьерной лестнице я вижу подающим надежды ассистентом куратора. И это в лучшем случае. Более того, это мой потолок.
НО ТЕБЕ С ЭТИМ КОМФОРТНО?
Да, меня это не напрягает, это нормально — у меня нет специальных данных, достаточного интереса и возможности заниматься кураторством. Я знаю, что есть люди, которые могут гораздо лучше делать выставки — несопоставимо лучше, чем я, — и таких большинство. Однако я как художник понимаю, как действуют кураторы, и когда я привношу в кураторство более субъективную, скажем, более художническую позицию — в результате это все выглядит свежо и интересно. И, да, у меня были хорошие учителя, которые показывали пример.
КОГО ТЫ ИМЕЕШЬ В ВИДУ?
Я говорю об Арсении Жиляеве, Анатолии Осмоловском. Они в каком-то смысле мои первые кураторы и учителя. Именно они внесли в кураторство в России художническую, субъективистскую концепцию.
Однако у меня все-таки есть отличительное свойство, позволяющее быть куратором, — я очень люблю чужие произведения. Конечно, это не залог хорошего кураторства, но неплохая предпосылка. Я люблю изучать работы других художников, читать их тексты, интервью. А потом — показывать их в лучшем свете. И, кажется, я получаю от этого удовольствие.
ЭТО, НАВЕРНОЕ, ТО САМОЕ ЛЮБОПЫТСТВО, КОТОРОЕ ЧАСТО УПОМИНАЮТ КАК КЛЮЧЕВОЕ КАЧЕСТВО КУРАТОРА. МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО СПРОСИТЬ ТЕБЯ О ГРАНИЦАХ МЕЖДУ РОЛЯМИ, ПОТОМУ ЧТО Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ПОНИМАЕШЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СПОСОБ РАБОТЫ СО ЗНАНИЕМ, НАПРИМЕР, ПОДСВЕЧИВАТЬ НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. ЕСЛИ ТАК, ТО РАБОТА И ХУДОЖНИКА, И КУРАТОРА, И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОЗНАЧАЕТ РАБОТУ СО ЗНАНИЕМ. Я ПРЕДПОЛАГАЛА, ЧТО ТЫ НЕ БУДЕШЬ СИЛЬНО РАЗГРАНИЧИВАТЬ ЭТИ ПРОФЕССИИ.
Я с тобой согласен, подобный подход для меня, наверное, характерен, и он позволяет не видеть в этом проблему. Но на глубинном уровне, конечно, есть упомянутый тобой конфликт интересов. Например, сейчас на выставке «Порывы и дуновения» я впервые выставил свою работу в качестве куратора. Это подразумевалось форматом выставки, но на открытии профессиональные кураторы обращали мое внимание на этот этический момент. У меня есть объяснение: я показываю свою работу, не находясь в позиции художника, и следуя правилам игры. В целом, я стараюсь не переступать этические нормы кураторства и художничества.
Возвращаясь к знанию, скажу, что я исхожу из некоторой моральной эстетики, согласно которой важна не социальная или классовая роль художника, куратора или критика, а моральные принципы, которыми человек руководствуется. Свои принципы я никому не навязываю, но сам соблюдаю их в разных проявлениях своей деятельности.
РАССКАЖИ ПРО ВЫСТАВКУ «ПОРЫВЫ И ДУНОВЕНИЯ». МНЕ ИНТЕРЕСНО ЕЕ НАЗВАНИЕ. ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ ИЛИ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ?
Это долгая история, потому что я работаю с галереей pop/off/art уже почти 11 лет. Помню десятилетний юбилей, который праздновала галерея, когда я только начал с ней сотрудничать. И получилось так, что я чуть ли не единственный автор, кто на протяжении этих лет регулярно работал с галереей, кто еще и курирует других художников. Поэтому, когда команда pop/off/art предложила мне подумать, не хотел бы я стать куратором юбилейной выставки, мне была ясна их логика, но в то же время я не понимал, что как художник могу сделать. В результате я предложил очень субъективную выставку, где отказался от концептуального подхода и сконцентрировался на поэтическом восприятии истории галереи как истории эмоций. Название выставки и ее разделов следуют за моими поэтическими аллюзиями и не имеют логическое обоснование. У меня было какое-то количество вариантов названий, все из которых были связаны с общим ощущением галереи как ветра. Мы обсудили их вместе с командой галереи и остановились на названии «Порывы и дуновения».
Я ХОТЕЛА СПРОСИТЬ ТЕБЯ О НАЗВАНИЯХ РАЗДЕЛОВ, НО ТВОИ СЛОВА ВО МНОГОМ МОЙ ВОПРОС СНИМАЮТ. «ЖИЗНЬ ЛЮБВИ», «СИЛА ПОКОЯ», «СКРЫТОЕ БЕСПОКОЙСТВО» — ЗДЕСЬ ПОНЯТНО, О КАКИХ ЭМОЦИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ. А КАКУЮ ЭМОЦИЮ ПОДРАЗУМЕВАЕТ РАЗДЕЛ «БИТВА СО ВРЕМЕНЕМ»?
Я всё-таки не поэт, чувство слова у меня не такое развитое, поэтому подобрать особенно красивое описание мне возможно не удалось. Но как исследователь я знаю, что в современной художественной культуре России многие художники противятся темпоральности, не соглашаются с течением времени. Есть англоязычный термин «атемпоральность», но мне он не очень нравится, он вычурный и будто требует объяснений. А суть этого явления в том, что художники либо работают с прошлым через архивы и историю, либо они вообще не хотят находиться в актуальном и намеренно выбирают стратегии анахронизма.
Какая это может быть эмоция? Здесь есть ощущение несогласия с ходом времени, жажда борьбы с ним. На выставке я попытался эту борьбу со временем показать через проявления архивной лихорадки, археологического поворота и вообще с помощью работ, связанных с идеей времени.
В КАКОМ РАЗДЕЛЕ НАХОДИТСЯ ТВОЯ РАБОТА?
Она находится в разделе «Сила покоя». Вообще экспозиция выставки представляет собой солнышко с расходящимися лучами. Эти лучи — не сплошные, прозрачные стены. Это позволяет из одного раздела видеть работы, относящиеся уже к другому. Каждое из представленных произведений относится не только к одной эмоции, поэтому мы обратились к такому экспозиционному решению, которое позволяет каждой работе функционировать в нескольких разделах.
ЕСТЬ ЛИ У СОЛНЫШКА ЦЕНТР? ЧТО В НЕМ НАХОДИТСЯ?
Да, центр есть, мы обозначили его как розу ветров, из которой вылетают ветра и эмоции.
РАССКАЖИ ПРО ТВОЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ, КОТОРУЮ ТЫ УПОМЯНУЛ. ГДЕ ОНА ПРОЙДЕТ?
Выставка пройдет в Москве, в галерее pop/off/art. Это будет моя первая за последние три года персональная выставка в России. Последний проект назывался «Нет», был сделан весной 2022 года и с тех пор выставок в России я не делал. Новая выставка посвящена синей серии, над которой я работал последние годы, но ни разу как цельный проект не показывал.
ХОРОШО, ЧТО ТЫ УПОМЯНУЛ ЭТОТ ВРЕМЕННОЙ РАЗРЫВ МЕЖДУ ТВОИМИ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ. Я ЧИТАЛА ОПИСАНИЕ К ВЫСТАВКЕ «НЕТ», И ОДИН ИЗ ТЕЗИСОВ, КОТОРЫЙ ТАМ ВЫРАЖЕН, — УТВЕРЖДЕНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ СЛОЖНОСТИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И ЗРИТЕЛЕМ. ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ПРО ЭТОТ ДИАЛОГ СПУСТЯ ТРИ ГОДА: ПОЯВИЛИСЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СТРОИТЬ, КАК ЭТО МОЖНО ДЕЛАТЬ И ЗАЧЕМ?
Я сразу должен заметить, что в рамках самой выставки текстов вообще не было. В качестве экспликации был белый лист, на котором было написано мое имя, а снизу слово «нет» большими буквами. Тогда, в марте-апреле 2022 года, белый лист бумаги был важным социально-общественным образом. Текст, на который ты ссылаешься, был написан уже постфактум. В той выставке я пытался показать не только проблемность общения с аудиторией, но и невозможность этой коммуникации с двух сторон. Существует следующая позиция: пока пушки звучат, музы молчат. Однако я в том проекте пытался говорить о том, как говорить, когда это невозможно.
Я не могу не говорить с помощью искусства, но цели этой коммуникации могут быть разными. Проект «Синий» был начат в августе 2022 года и за то время, что я над ним работаю, многое изменилось, но не главное условие: я делаю синие монохромные работы до наступления мира. Я показывал отдельные работы из проекта разной аудитории — от посетителей Мастерских «Гаража», до петербуржцев и европейцев. Я понял, что мне интересна коммуникация со зрителем, обществом, а сами произведения становятся инструментом, при помощи которого я произвожу знания об этой коммуникации. Со стороны может показаться, что я просто делаю синие монохромные картины, — и это так. Но они не совсем синие, не совсем монохромные и не всегда картины, но в строгом смысле это неважно, потому что в первую очередь они являются познавательным инструментом.
За эти три года я понял, что взаимодействие общества и художника радикально изменилось. Я вижу изменения не только в российском художественном сообществе, но и в глобальном. Раньше я не очень верил, что феномен contemporary art, каким мы его знаем, закончился и что наступает новое состояние. А сейчас я эту точку зрения полностью разделяю.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ОЩУЩЕНИЕ, В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ПРОИСХОДИТ ДВИЖЕНИЕ СЕЙЧАС?
Сложно сказать, но я могу поделиться несколькими известными мне теориями. Есть мнение, что наступает post-contemporary art — в де-глобализированном мире создаются локальные формы художественной жизни. Есть другая точка зрения, использующая забавное слово ultra-contemporary art и говорящая в большей степени об искусстве глобального Севера. Для меня эти ответы не очень убедительны. Находясь в сегодняшнем дне, я понимаю, что у меня нет ответа, в какое состояние мы перешли. Пока изменения структурно не оформлены я, как действующий актор художественной системы, не до конца понимаю, что происходит потому что сам включен в этот круговорот.
КОНЕЧНО, СЛОЖНО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОСМЫСЛИТЬ СОВРЕМЕННОСТЬ, НАХОДЯСЬ ВНУТРИ НЕЕ. НО ВСЁ-ТАКИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ, ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО ЗАМЕЧАЕШЬ ИХ. РАССКАЖЕШЬ НЕМНОГО ПОДРОБНЕЕ?
Да, конечно, на международном уровне, например, я замечаю, что проявляется де-глобализация мира и искусства. Современное искусство, contemporary art, как феномен, можно по-разному обсуждать и спорить о нем, но сегодня мы знаем, что появился этот феномен плюс-минус в 1989 году на фоне глобализации. Идея contemporary art строилась на том, что современное искусство может создаваться в любой точке мира: художники из разных стран могут приезжать на биеннале, международные выставки и показывать свои работы. А сегодня происходит обратное: я приведу самые яркие примеры. Художники из Израиля подвергаются массовым бойкотам, художники из Палестины также бойкотируются, например, не допускаются к участию в documenta в Касселе.
Во-вторых, сегодня мы не можем утверждать что есть одна современность. Contemporary art, которое мы знали до этого, исходило из предпосылки, что существует одна форма современности, к которой мы стремимся: либеральный рынок, демократическая избирательная система и так далее. Не так давно я ездил в экспедицию в Малайзию по следам любимого мною антрополога Джеймса Скотта. Оказавшись там, в малазийской деревне, я увидел совершенно иную современность. То, что кажется современным нам, таковым в Малайзии не является, и наоборот. Это сильно бросается в глаза не только в социально-экономическом, но и в культурном контексте. И современное искусство взаимодействует с разными современностями, зависящими от социокультурного контекста, географии.
ХОЧУ НЕМНОГО ПОГОВОРИТЬ О ПРЕПОДАВАНИИ. КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖНИКА? НУЖНО ЛИ ОНО ВООБЩЕ?
Что касается необходимости образования, то я думаю, что оно нужно всегда. Конечно, оно не является обязательным условием, но без него будет в сотни раз сложней. Художественное образование может быть тяжелым, не всегда релевантным, но, как и любое другое, оно учит структурировать данные, работать с информацией, воспринимать сферу, в которой вы находитесь.
Ситуация в России с художественным образованием специфическая. По всей стране распространено начальное художественное образование — художественные училища. Это наследие советского образования и это здорово, такое есть далеко не во всех странах мира. Проблема заключается в том, что художественное образование построено на устаревших и идеологизированных представлениях. В системе художественного образования много насилия и унижения. Особенно грустно, что это касается подростков, учитывая, что в училища поступают несовершеннолетние. Молодых художников заставляют чувствовать себя виноватыми; внушают, что всё, что они делают — неправильно; убеждают, что хорошее и правильное находится где-то во вне, а им нужно оставаться своеобразными служителями культа. Такой опыт оставляет глубокие травмы и, чаще всего, передается следующему поколению.
Повзрослев, многие люди пытаются осмыслить произошедшее и уходят в альтернативные формы художественного образования — в первую очередь в самоорганизованные школы. Однако за последние пять лет ситуация в российском контексте изменилась: появились устоявшиеся художественные программы, связанные с современным искусством и лишенные абьюзивной структуры. Это сразу видно по студентам и выпускникам; это видно и в работах, и в артист-стейтментах, и в том, как художники объясняют свою практику и что они делают. Я не хочу сказать, что традиционная система образования — это абсолютное зло. Я вижу, что проблемы постепенно вымываются, а ситуация оздоравливается, но этого всё еще недостаточно.
КАК ТЫ САМ ДЛЯ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЯЕШЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УЧИТЫВАЯ ВЫШЕСКАЗАННОЕ? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЗДЕСЬ ОРИЕНТИРЫ?
Обычно я сталкиваюсь с необходимостью в каком-то смысле оказывать психологическую помощь. Как преподаватель я пытаюсь помочь студентам, исходя из имеющихся возможностей и предпосылок, развиваться в комфортную для них зону художественной практики. Я не даю советов, как стать гениальным автором. Обычно я сразу раскрываю свои представления о методологии и говорю студентам, что буду помогать им развиваться так, как они этого хотят, но не буду вести их по какому-то «правильному» пути. Моя задача в том, чтобы студенты могли заниматься искусством и чувствовать себя самореализованными.
Моя настольная книга в этом контексте — «Почему нельзя научить современному искусству» Джеймса Элкинса. Он теоретизирует эти вопросы, исходя из своего опыта, в том числе преподавания. Всё-таки образование напрямую не влияет на то, займется ли в итоге человек искусством или нет. Обычно я рассказываю студентам, что существуют разные виды методологии, разные художественные подходы, но, по большому счету, чтобы заниматься искусством, нужен целый ряд стечений обстоятельств. И если образование есть, то хотя бы одно «стечение обстоятельств» можно реализовать. Поэтому я как преподаватель пытаюсь рассказать, где и что можно взять, как с этим всем работать. Если так сложится, что всё соберется в цельный поток — супер, я буду счастлив, что все получилось, но это не главная моя задача как преподавателя. Знаю, что у старших преподавателей, которые относятся к поколению 90-х, существовала концепция современного искусства как некоторой доктрины. Соответственно, человека нужно индоктринировать или, если угодно, задать определенный фундамент, от которого он может оттолкнуться. У меня нет такой уверенности и такого ощущения от искусства, поэтому я, соответственно, иду совершенно другим путем.
Я БЫ ХОТЕЛА ВЕРНУТЬСЯ К ТВОЕМУ СИНЕМУ ПРОЕКТУ. Я БЫЛА НА МЕДИАЦИИ В ТВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ НА ВДНХ И ПОМНЮ, ЧТО ТЫ РАССКАЗЫВАЛ, КАК ПОРОЙ ОСТАВЛЯЛ ХОЛСТЫ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ И ДАЖЕ ПОД ДОЖДЕМ. МНЕ КАЖЕТСЯ КРАСИВОЙ РИФМОЙ, ЧТО ПРИРОДА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ТЕМА, К КОТОРОЙ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ, НО ПОРОЙ И СОАВТОР. РАССКАЖЕШЬ ОБ ЭТОМ ПОДРОБНЕЕ?
Да, для меня это давняя и естественная практика. Я часто использую дождевую воду в качестве разбавителя: буквально собираю воду и разбавляю ей краску. Почему? Потому что разные типы воды по-разному себя ведут в живописи и в графике из-за разницы в уровне кислотности. В конечном результате это может быть и не так заметно, но в процессе я всегда понимаю, что если бы я использовал другую воду, то всё было бы иначе.
Мне нравится оказываться в ситуации, где я являюсь одним из соавторов. Всегда, если есть такая возможность, стараюсь работать на открытом воздухе. Причем не в формате пленера — я оставляю работу на улице на много дней, может быть, на месяц или даже два. Дождь, солнце, снег, песок воздействуют на работу.
Еще одна любимая практика — работать в местах, где есть насекомые, животные. Однажды шведский музей заказал мне очень большую работу. Я таких никогда в жизни не делал — холст был больше шести метров. Из России его привезти было никак нельзя, поэтому я писал его в Швеции, на ферме у друзей. Холст был большой, при этом льняной, то есть тяжелый и плотный. Висел он на стене огромного амбара перед коновязью. И каждый день лошади, а иногда и ослы лизали мою картину. Сейчас эта работа находится в коллекции Kin Museum of Contemporary Art в Швеции. Помимо дождя, росы и даже насекомых она покрыта следами языка лошади. Для меня это является не проблемой, а наоборот, кажется важным и интересным взаимодействием.
Еще я иногда пишу картины с сыном, даже подписываю сзади, что сделано с ним вместе. Причем делаем это мы с раннего возраста, с года, когда он уже мог что-то рисовать. Если он хочет, он может подойти, взять любую краску и кисточку и написать, что захочет.
И еще один пример — я активно использую различные растения. Например, вместо кисти часто использую мох или травы. Также у меня было большое количество инсталляций, связанных с деревьями, которые подвергаются вырубке. Я приносил вырубленные деревья — дома жучков и паучков — в музей, оборачивал их какой-то живописной структурой. В результате, вокруг меня сложилась не то чтобы дурная слава, но особенная история с хранителями музеев, потому что от моих инсталляций расползается всякая живность.