September highlights in Seoul: Frieze and Kiaf fairs, and other art spaces and city museums
Seoul's annual contemporary art markets transform the city into a hub for gallerists and collectors. The event program is vibrant, featuring museum openings, gallery exhibitions, special projects, and nocturnal transformations of the city streets in celebration of art.
We had the opportunity to speak with curators who attended the Frieze and Kiaf fairs to discuss why Seoul is a must-visit destination and which Asian galleries deserve your attention.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Александр Бланарь
куратор галереи Serene
Я давно хотел поехать в Сеул, потому что все мои друзья из больших галерей говорили, что город и арт-рынок очень быстро развиваются и здесь есть много коллекционеров с хорошим вкусом, которые охотно покупают современное искусство. Я приезжал всего на 4 дня, но на меня это произвело неизгладимое впечатление. Уже очень давно я не ходил по ярмарке с таким большим интересом. Frieze, на самом деле, не то, что бы как-то сильно отличается от ярмарок в других городах, но в Сеуле с особенным вкусом были отобраны и представлены и большие, и новые имена. Была очень интересная секция Focus Asia, где представлены молодые галереи, работающие с резонансными темами.
Также я посетил ярмарку Kiaf, где в этом году был идеальный стенд галереи Lazy Mike с работами Ксюши Ласточки и Максима Трулова. И, кстати, на этой ярмарке можно было найти стенды и крупных галерей, таких как Pace или Thaddaeus Ropac. У всех были хорошие и осмысленные проекты — в Thaddaeus Ropac шла выставка Дональда Джадда, а в Pace была представлена очень красивая керамика Ёситомо Нара.
Я также успел посетить модную небольшую галерею P21, где проходила выставка, посвященная эротике. Мне очень понравилось это маленькое пространство из двух галерей! Работы были подобраны со вкусом, куратор проделал отличную работу с понятным и лаконичным высказыванием. Возможно, я просто давно ничего такого не видел, а, возможно, я просто сильно влюбился в Корею. Отмечу отдельно музей Leeum, где на входе зрителей встречает гигантская скульптура Аниша Капура. Это все, конечно, производит большое впечатление.
Порадовало, что публика на ярмарках в Сеуле — это, во многом, местные люди, которые покупают и хорошо разбираются в современном искусстве. И это очень классно, потому что люди совершенно точно не просто ходят толпой, а знают, зачем они пришли.
Корея меня покорила, тут практически в каждом концепт-сторе есть какое-нибудь произведение искусства, которое экспонируется классным способом. Я очень захотел делать здесь поп-ап проекты с нашей галереей Serene, изучать этот рынок и развиваться в нем.
Майя Ковальски
куратор, сооснователь ЦСИ Терминал А и ярмарки графики «Контур»
Я хочу сразу сказать, что какие-то имена пишу на русском, какие-то на английском, и это выглядит как «смотря какой фабрик», но что тут поделать.
Итак, про Сеул. Я приехала в самый разгар арт-недели в Сеуле. Очень быстро, но удалось посмотреть две ярмарки и пройтись по десятку вернисажей выставок в галереях. Масштаб ярмарок впечатлил: более 120 галерей со всей Азии и за ее пределами на Kiaf и еще столько же на Frieze. Frieze Seoul — это новая международная художественная ярмарка, за которой стоит команда, стоящая за такими ярмарками искусства премиум-класса, как Frieze London, Frieze Masters, Frieze New York и Frieze Los Angeles. Не посетить её было бы настоящим преступлением.
Стоит сказать, что в моих ожиданиях было больше «безумного азиатского искусства». В результате была впечатлена количеством работ Херста и Капура, мне показалось, что каждый третий стенд представлял их работы. Рядом со стендом любимой галереи Lazy Mike (где были представлены Максим Трулов, Ксюша Ласточка и Иван Серый) был стенд с работами Гао Ханг, которого я давно хотела увидеть вживую. Увлекательно было наблюдать за тем, как работает колл-центр галереи Gagosian. По ощущениям, у галереи было два стенда, один с искусством, а другой с 10-15 столами и работниками, разговаривающими на разных языках по телефону.
Я открыла для себя авторов, в которых влюбилась и теперь внимательно слежу: Исси Вуд, Джесс Аллен, Ким Ксиан, Хуан Арухо. Хочу отметить художника Эсер Гюндюз, который был на Frieze. Большим счастьем было увидеть его вновь на стенде галереи Hofa, но уже на ярмарке Contemporary Istanbul. Он такой милый и узнаваемый, что пройти невозможно.
Ну и Art night — это супер, потому что за один вечер получилось пройти десяток вернисажей в замечательных галереях и познакомиться с актуальным искусством Кореи. Мне больше всего понравилось и пространство, и проекты галереи Peres Projects, Kukje Gallery (где был миллион людей, фотографирующих Аниша Капура), Gallery Hyundai и Art Sonje Center Night.
Екатерина Савченко
куратор
Я уже второй год подряд приезжаю в Сеул в начале сентябре во время ярмарок Kiaf и Frieze Seoul. Ярмарки приводят в движение всю художественную среду города: многочисленные музеи, галереи и самоорганизованные пространства открывают выставки, поп-ап и спецпроекты, поэтому пребывание в Сеуле в этот период становится особенно увлекательным. Например, специально для гостей Kiaf и Frieze Seoul проводятся так называемые «галерейные ночи»: галереи объединяются по районам и устраивают поздние спецпоказы и мероприятия. Вечерний проход по району Ханнам, где находятся интересные молодые локальные галереи P21 и Whistle, а также представительства Pace, Thaddeus Ropac и Lehmann Maupin (а еще живут участники группы BTS) я пропустила, но смогла попасть на «ночь» в более респектабельном районе Самчхон. Здесь толпа перемещалась между выставками и перформансами в культурном центре Art Sonje, вечеринкой в честь пышной выставки Аниша Капура в крупнейшей корейской галерее Kukje Gallery и коллективным поп-ап проектом лондонской галереи Lisson в традиционном корейском доме ханок. Кажется, к показам современного искусства в интерьере ханока сейчас повышенное внимание. Еще одна подобная интервенция с работами Ли Уфана, Уорхола и Баския была организована в отреставрированном доме модного корейского дизайнера и архитектора Тео Янга. Упомянутая Kukje Gallery в прошлом году открыла пространство в ханоке в дополнение к своему «белому кубу», и во время ярмарочной недели показывала в нем работы Хеге Янг, одной из самых известных за пределами страны корейских художниц.
Из всех институциональных проектов я особенно хотела посмотреть выставку авторитетной корейской художницы Суки Согён Кан, которая открылась в музее Leeum. Я слежу за ее работами с 2017 года, и в прошлом году мне удалось побывать в ее мастерской. Suki специализируется на корейской живописи, и в своей практике она исследует границы живописи как художественного медиума, работая при этом с объектами, инсталляцией, перформансом и музыкой. Другая сфера ее интересов включает наблюдение за телом и его движениями. Моя любимая работа Суки Согён «Башня бабушки» (Grandmother Tower) посвящена ее бабушке и призвана продемонстрировать хрупкость пожилого человека, не способного стоять и передвигаться без поддержки. Правда в итоге в Leeum меня даже больше очаровала выставка замечательного очень ироничного концептуального художника Ким Бом, любимца локальных кураторов и художников.
На ярмарке Frieze я слежу за кураторской секцией Focus Asia, которая представляет самые модные молодые галереи региона. За этот раздел ярмарки, как и в прошлом году, отвечает Хечжон Чан, главный куратор выставочного пространства корпорации DOOSAN в Сеуле и со-основательница популярной локальной самоорганизации WESS. Стоит отметить, что молодых самоорганизованных пространств в Сеуле десятки, и рассказу о них можно посвятить отдельный материал. В этом году Arts Council Korea провел ARKO NIGHT, где у гостей ярмарок была редкая возможность познакомиться с организаторами подобных пространств, в которые без помощи инсайдера попасть довольно сложно. На ARKO NIGHT был замечен, в том числе, Николя Буррио — куратор следующей биеннале в Кванджу. Со-куратором Хечжон Чан на Focus Asia выступила Хоселина Круз, директор Музея современного искусства и дизайна в Маниле. В секцию вошли галереи из Китая, Японии, Тайланда, ОАЭ, Сингапура и четыре сеульские галереи: A-Lounge, White Noise, Cylinder и G Gallery. Последняя представляет молодую корейскую художницу Хан-на У, призерку нового гранта для начинающих художников Frieze Artist Award. Хан-на получила поддержку на проект «Молоко и мед» (Milk and Honey) — серию текстильных инсталляций о нормативных критериях красоты и изменениях, которые происходят в женском теле с возрастом и после рождения детей. Среди участников Kiaf было радостно увидеть стенд галереи Lazу Mike с новыми работами Ксюши Ласточки и Максима Трулова в окружении мультяшной мебели Ивана Серого.
В этом году я осталась в Сеуле подольше, и 20 сентября застала открытие 12-й сеульской биеннале Mediacity, которую проводит сеульский художественный музей SeMa. Проект захватил несколько городских площадок, среди которых, помимо основного здания музея, есть подземный военный бункер 1970-х годов, а также два независимых пространства-витрины в характерном для Сеула гигантском подземном торговом центре. Появление биеннале Mediacity связано с периодом активного распространения интернета, мобильной связи и кабельного телевидения в Корее в середине 1990-х годов. В связи с этим исторически фокусом биеннале является исследование взаимоотношений между человеком и технологиями в городском пространстве. Как было заявлено в тексте, кураторская группа 12-го выпуска во главе с американским куратором Рейчел Рейкс обратилась к этой теме через размышления о спекулятивной сущности территориальных границ и карт как их отображения. В действительности биеннале, названная «И это тоже карта» (This Too Is A Map), является обзором работ о миграции и корейских диаспорах, модном сейчас экстрактивизме, экологии, памяти и политике. Мероприятия открытия включали почти недельную программу перформансов, дискуссий и встреч с художниками, которые стали важным дополнением к выставкам. В контраст к ярмарочной неделе, заточенной на стремительное и интенсивное насыщение любопытства иностранных гостей, биеннале Mediacity производит впечатление события, ориентированного в первую очередь на диалог с локальной художественной сценой и аудиторией.