Good example: Sasha Shardak’s exhibition at the ART4 museum
Until August 26, the ART4 Museum hosts the exhibition of Sasha Shardak’s "Third Reissue". The presented project is a total installation, which is a kind of reconstruction of an "imaginary" interior made of wooden objects. The project explores the relationship between a person and an object and reveals an unusual connection between today's time and the “Thaw” era, in which, according to the artist, functional objects meant both more and less than they should have.
We asked Sasha Shardak about why he became interested in the topic of objectivity, what the period of the “Thaw” has to do with it, and how the artist plans to further study the connection between a person and an object.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Меня всегда привлекал ассамбляж. Сначала я попробовал закреплять различный нехудожественный материал на плоскости планшета: дерево, стекло, гипсокартон наряду с аппликацией из цветной пленки и фрагментов печати. Это внедрение выглядело вполне органично, но при этом мне не хватало работы с пластичностью самого материла. Для меня очень важна тактильность. Древесина — мягкая и приятная на ощупь. Этот опыт мне понравился. Оставалось только найти подходящую тему, куда направить эту интенцию. В тот период времени я исследовал визуальную эстетику «Оттепели» через фонды периодики в библиотеке. Хотелось совместить и материальность, и эстетику. Компромиссным решением стала идея интерпретации мебели.
Мебель, пожалуй, это та область, в которой человек сливается с предметом. В идеале он должен стать его продолжением, поддержкой и опорой. Но конструкция «оттепельной» мебели немного иная. В ней эстетика превыше функционала, и это меня зацепило. Конечно, немаловажным стало и то, что артефакты той эпохи дошли до моих дней в искомом виде. Я сам мог удостовериться в том, что они неудобные, но красивые. При этом сейчас есть возможность отследить влияние той эстетики на промышленный дизайн в целом. Только теперь все усовершенствовано — в сторону комфорта и, соответственно, проще и доступнее. В отличие от того значения, которое человек уделял предмету тогда — условия дефицита вынуждало романтизировать жилое пространство и его составляющие. Превращали обычные вещи в сакральные. Мне было приятно ухватить также эту романтическую волну, но при этом довести ее до абсурда — свести функционал объектов к минимуму.
Мне интересно продолжать изучать связь человека и объекта в различных контекстах. Если же раньше меня интересовало лишь влияние абстрактных эффектов (по типу освещения, отражения, контраста в пространстве), то теперь мне более значимым кажется дать определенную вещь. Исказить ее значение и также оставить возможность для интерпретации. При этом материал остается первичным, он ведет меня. Просто древесина, просто стекло. А «оттепель» ведь это уже возвращение модернизма. Значит можно обратиться глубже — к первоистокам. Изучить само понятие «современности» и подумать, как это можно соотнести с тем, что происходит сейчас с объектом.