Искусство в городе: как проекты Rosbank Future Cities взаимодействуют с городской средой

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Надя Марченко

Фото: Дима Шумов, Никита Гусев

22 August, 2022

В этом году, с 22 августа по 12 сентября, проходит фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Темой этого года для художников стала — метавселенная. Пять художников представят свои проекты в цифровом формате, а часть из них, физические объекты, будут выставлены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Казани.

Мы решили спросить художников, о чем их работы, какое будущее ждет человека и природу и каким, по их мнению, будет искусство будущего.

Олеся Лавриненко

Проект SHUM

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?

Цифровое искусство всегда было дополнительным медиумом в обдумывании эскизов и проектов. Заметно я обратилась к digital инструментам с 2019 года. Мне интересно было работать вместе с командой и осуществить давно задуманные вещи.

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИСКУССТВО БУДУЩЕГО?

Искусство будущего это, вероятно, еще большее соединение научных исследований в перемешку с углубленным изучением истории и психологии не только человека.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

Мне хотелось связать поведение насекомых и человека, сделать образ абстрактным и понятным одновременно. Антропогенный шум влияет на поведение насекомых и нас самих, нервную систему человека. Из-за этого меняется взаимодействие внутри видов и между ними. Исследование этой проблемы дает лучше понять экологические и эволюционные последствия, вызванные быстро меняющимся миром.

ЧТО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ?

Это философский вопрос. Сначала нужно разрешить конфликт между человеком и природой, а это базовая проблема человека как разумного существа. Попыткой преодоления разрыва может быть достижение гармонии внутреннего мира человека. Экологическое сознание сегодня — самая влиятельная идеология в странах первого мира. Я верю в совместное счастливое будущее человека с природой, хотя природу и нужно защищать от его деятельности.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Меня больше вдохновляют люди, с которыми я общаюсь, книги, и места, по которым путешествую. Но все же есть одна художница, будоражащая своими мирами — Remedios Varo, представительница сюрреализма, присутствие алхимии в ее работах притягивает меня.

ТВОЙ ПРОЕКТ ПОСВЯЩЕН ИССЛЕДОВАНИЮ ГОРОДСКОГО ШУМА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА НАСЕКОМЫХ. ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА ЗАДАТЬСЯ ЭТИМ ВОПРОСОМ?

Вопрос шума меня начал интересовать несколько лет назад, когда начала делать совместный проект «Session». Он разделен на несколько частей, олицетворяющие чувственные спектры человека. Параллельно я увлеклась algorithmic coding, отчасти на нем и выстраивался мой проект. Я занималась текстильными объектами, соединяя их с живописью, — так хотела выйти на иной формат. Этот проект позволил мне добавить новые инструменты и решения для масштабных объектов.

ТВОИ ПАУКИ И БАБОЧКА ОЧЕНЬ КЛАССНО ВПИСАНЫ В АРХИТЕКТУРУ. КАК ВЫБИРАЛИСЬ ЛОКАЦИИ?

Вместе с куратором проекта, Дарьей Эпин, мы старались выбрать центральные части города, наиболее подверженные антропогенному шуму. Нам также была важна концептуальность локации. Например, в Самаре это особняк А.Г. Курлиной 1903 года, в нем сейчас Музей Модерна. С ним взаимодействует гипертрофированное существо — «стрекобабочка», идеально вписавшаяся в цветочные орнаменты здания.

  • Визуализация проекта SHUM
    Визуализация проекта SHUM

Анна Фобия

Проект FLORA FATALICA

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?

Как в книге Кевина Келли, которую мне когда-то посоветовал Константин Шиляев. Оказалось это — «неизбежно».

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИСКУССТВО БУДУЩЕГО?

Смотря, у кого какое будущее. Будущее — мечта. О чем вы мечтаете?

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

То, что, к сожалению, есть серьезная экологическая проблема распространения Борщевика сосновского. Своими работами сразу в нескольких городах России я показываю, как могли бы выглядеть городские рельефы в отсутствии биоразнообразия. Если каждый не примет участия в разрешении этой проблемы, не будет ответственен, то окажется заложником растения. Существует инициативные организации на базе своего энтузиазма и желания остановить экологическую катастрофу. Это СТОП Борщевик и Антиборщевик.
Я размышляю как это, когда прогулки по полю или лесу может просто не случится, потому что поля больше нет. Нет больше ни весёлых ромашек, ни пушистого зверобоя, ни облаков иван-чая. А есть стена трехметровых растений, оставляющих ожоги на коже. Сейчас придорожные зоны подмосковья выглядят именно так. В прошлом году я записала видео с подобным в Карелии.

ЧТО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ?

Я надеюсь на бережное и благодарное отношение со стороны человека.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Меня вдохновляют научные работы.

ПРОБЛЕМА БОРЩЕВИКА АКТУАЛЬНА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ?

Да, биолог Антон Гладилин сказал, что он есть даже в центральных районах Москвы. Я видела борщевик уже на подступах к ВДНХ. Жители мегаполисов стремятся отдохнуть от перегруженности города, ищут видимую линию горизонта, так необходимую для полноценного обновления. Они выезжают за городскую черту для коротких путешествий в выходные, и что же открывается их взгляду?

  • Визуализация проекта FLORA FATALICA
    Визуализация проекта FLORA FATALICA

Кирилл Контре

Проект Biomorphism

КАК ТЫ ПРИШЕЛ К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?

Это произошло достаточно внезапно. Как-то я загляделся на красивый cg-проект и подумал, что круто было бы использовать такой инструмент в своей художественной практике. Свой арт-путь я начинал с татуировок, а потом начал писать картины и делать небольшие скульптуры. Я все время искал наиболее гармоничный для меня инструмент визуализации, и вот пришел к диджитал.

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИСКУССТВО БУДУЩЕГО?

Гибридным, постоянно развивающимся, более иммерсивным.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

Я не из тех, кто досконально любит раскрывать весь смысл работы и все отсылки в ней. Расскажу только главную мысль. Эта работа про объединение, гармонию и межвидовую коммуникацию. Про то, что только вместе, ладонь к ладони, мы сможем идти в будущее, не сжигая землю под своими ногами.

ЧТО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ?

Не могу сказать, что знаю ответ на этот вопрос. Однозначно ждет развитие, стагнация или регресс. Я очень надеюсь на первое.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Я хотел бы выйти за рамки вдохновения только художниками. Меня вдохновляет кино, литература, искусство, музыка, интернет и происходящее вокруг. Я воспринимаю это как определенное облако тэгов, к которому можно прислушиваться, наблюдать. Просматривая очень много информации за день, я редко даже запоминаю имена, но визуальный образ остается в подкорке. Обращаясь к этому облаку информации, ты можешь сформировать что-то новое, оборачивая в свои истории.

ТВОЙ ВИДЕОПРОЕКТ БУДЕТ ПОКАЗАН НА ЦИФРОВЫХ ЭКРАНАХ В ПЯТИ ГОРОДАХ-УЧАСТНИКАХ ФЕСТИВАЛЯ. НАСКОЛЬКО ТЕБЕ КАЖЕТСЯ АКТУАЛЬНЫМ ТАКОЙ ФОРМАТ ИМЕННО ДЛЯ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА?

Мне кажется это безумно актуальным, сейчас появляется все больше и больше галерей, которые экспонируют только цифровое искусство. Благодаря искусству на больших экранах города, мы можем познакомить человека, даже далекого от современного искусства, с чем-то красивым, с тем, что не похоже на типичную рекламу часов или йогурта.

В СВОЕЙ РАБОТЕ ТЫ РАЗМЫШЛЯЕШЬ О НОВОМ ВИДЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ВДОХНОВЛЯЕТСЯ ПРИРОДОЙ, ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЕ ТЕЛО И МИР ВОКРУГ. ЧЕГО ТЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ В НЫНЕШНЕЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ?

Наверное, я хотел бы, чтобы человек стал больше и важнее в городской среде, чтобы двумя наиболее важными составляющими в городе стал человек и природа, а не автомобили и бесконечные бетонные джунгли.

  • Визуализация проекта Biomorphism
    Визуализация проекта Biomorphism
  • Визуализация проекта Biomorphism
    Визуализация проекта Biomorphism

Наталья Федорова

Проект «Быть для дерева ветром»

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?

Следуя своему исследовательскому интересу. Он появился вместе с интересом к гипертекстовой прозе Милорада Павича, затем перенесся на всю область электронной литературы и связанную с ней генетически историю техники. К цифровому направлению я пришла из интереса к цифровому письму.

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИСКУССТВО БУДУЩЕГО?

Искусство будущего такое же как будущее, не всегда новое и не всегда лучшее, но всегда отличное от прежнего. Я думаю, что технологическое искусство, искусство которое создает смыслы при помощи современных и архаичных технологий, займет место технологического искусства.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

«Быть для дерева ветром» — это генеративное стихотворение, нарочито простая форма, которая не должна отвлекать от встречи с другим умвельтом (прим.ред — с немецого — «окружающий мир», в биосемиотике и других науках: понятие, введённое Якобом Икскюлем и развитое Томасом Себеоком и обозначающее биологические основания для изучения коммуникации биологических видов), способностью воспринимать мир, основанной на том, как устроено то или иное живое существо. Так восприятие рыбы отлично от восприятия пчелы. Этот текст — место встречи с тем, как мир воспринимается неподвижным растением, деревом.
Чувственное восприятие мира деревом регистрируется при помощи датчиков Tree Talker, которые измеряют физиологические параметры дерева: скорость сокоточения, температуру и влажность ствола, положение дерева по оси координат, радиальный рост ствола, то, как крона пропускает свет. В современной экологии эти параметры используются для того, чтобы измерить экосистемные услуги, которые дерево оказывает городу и мониторить качество городской зеленой инфраструктуры в целом.

ЧТО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ?

Я надеюсь, что отношения человека и живой природы потеряют интонацию противостояния и будут гармонизированы при помощи техники или включения природных элементов в современный город и города в природные законы. Здесь много противоречий, человек не может жить по соседству с дикими животными, например, но соседство с водой и растениями создает комфортную и благоприятную среду для человека. Именно это подразумевает концепция зеленой инфраструктуры — способы включения природы в городскую среду.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Этот проект вдохновлен разными работами. Это и диалоги различных деревьев Ольги Киселевой, и волатильные летучие вещества в виде духов Агнес Мейр Брандис. Не менее важна здесь традиция генеративной компьютерной поэзии Алисон Ноулз или Ник Монтфорт.

ПОЧЕМУ ДЛЯ ТЕБЯ ОКАЗАЛОСЬ ВАЖНЫМ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К «НЕМЫМ» ГОРОДСКИМ ОБИТАТЕЛЯМ, ТАКИМ КАК ДЕРЕВЬЯ?

Это связано с пандемийной чувственностью и ограничениях в работе культурных институций в двадцатом году. Многие в том момент поняли, что хотели бы жить за городом или окруженными природой. И до этого момента я замечала присутствие деревьев, и мне было интересно понять, какие процессы происходят внутри них.

НАСКОЛЬКО ПАРКОВЫЕ ЗОНЫ ПОДХОДЯЩЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА?

Мне кажется, публичное пространство, место прогулок и отдыха как нельзя лучше подходит для современного искусства. В парке встреча с ним более непосредственна и естественна, к работе можно вернуться, она становится второй природой.

Марина Музыка

Проект reGENERATION

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?

Через эксперимент. Не могу сказать, что занимаюсь исключительно цифровым искусством. Моя практика строится на комбинации разных медиа, внутри которых я нахожу максимально подходящую форму для каждого проекта.

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИСКУССТВО БУДУЩЕГО?

Думаю, искусство будущего должно быть очень смелым и экспериментальным. Нам важно продолжать искать новые идеи и концепты, рассуждения и диалоги.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

Я хотела бы пригласить зрителя к дискуссии. Думаю, через проект, мы могли бы обсудить то, каким образом существует взаимосвязь процессов внутри природы как на локальном, так и глобальном уровнях. Мне интересно, как зритель видит территории и системы, как мыслит себя внутри них.

ЧТО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ?

Для человека настанет момент «новой экологичности», когда мы все придем к выводу, что нет смысла в том, чтобы пытаться изменить природу, повернуть все процессы вспять, чтобы обнулиться и начать все сначала. Мы окончательно придем к концепции сосуществования.

Природа, в широком смысле, — это совокупность процессов, свойств и причин. Экология ведь уже находится в слиянии с большим количеством цифровых, технологических, социальных, экономических процессов, образуя масштабную систему. Эта система будет только масштабироваться и расти.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Я, скорее, нахожу вдохновение в идеях и размышлениях, людях, с которыми я работаю. Они всегда дают очень много мыслей в процессе. Для меня это всегда очень личная история.

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПРЕВРАЩАТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ В ГОРОДЕ В ИСКУССТВО?

Любые механизмы взаимодействия нас с окружающей средой, будь то город или лес, несут в себе огромное количество информации и огромный потенциал. Искусство является призмой, через которую мы анализируем и наблюдаем, как существуют локальные и глобальные процессы.
Проект reGeneration как раз то, что позволяет посмотреть на проблему через призму цифровых, социальных и экологических процессов.

КАК ПОНЯТНО И ЭФФЕКТИВНО РАССКАЗЫВАТЬ О СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО?

Думаю, тут работает универсальный подход. В первую очередь, важно предложить зрителю контекст. Следующий этап — форма и эстетика. И это важно не только в гибридных объектах, но и в исключительно цифровых работах форма крайне важна. Форма и эстетика — это те самые точки соприкосновения художника со зрителем, они буквально являются физическим ретранслятором идеи.

Маша Купцова

Проект reGENERATION

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?

Я воспринимаю весь мир как синтетическую или киборганическую (прим.ред — мир без границ; мир сетей, кодов и языков) среду, пронизанную цифровыми и аналоговыми паттернами и кодами. Я работаю как с цифровым, так и с физическим программированием, ассоциируя биты информации и частицы материи. Из этого синтеза рождаются художественные объекты.

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИСКУССТВО БУДУЩЕГО?

Пепельно-бирюзовым, жидким и булькающим, как реакция электролиза для наших PETRA и ATIS.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

Мне бы хотелось, чтобы зритель увидел другую красоту, не идеальную, созданную всеми сложными процессами, происходящими в окружающем нас мире. Хотелось бы, чтобы он открыл новые способы их чтения, изучения и взаимодействия с ними.

ЧТО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ?

Слияние в едином киборганическом анархо-коммунизме.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Марина Музыка, когда она замешивает кальций с фосфатами.

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПРЕВРАЩАТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ В ГОРОДЕ В ИСКУССТВО?

Меня захватывает поиск новой формы и эстетики. reGeneration — это исследование новой материальности, другой экологии и эстетики при помощи методов аналогового и цифрового программирования. Загрязнение и состав воды играют активную роль в формировании эстетики объекта, создавая уникальные паттерны и текстуры.

Разрабатывая проект, мы создали три разных объекта: PETRA для Петербурга, ATIS для Москвы и ETRA для Екатеринбурга. Формообразование PETRA информировано собранным нами датасетом металлического мусора, который мы нашли на дне Невы и залива. Эти объекты рассказывают историю Петербурга, являясь преимущественно мусором от кораблестроения, мостостроения, интенсивной промышленности, а также следами войн и блокады. В создании самого физического объекта (процессе электролиза) принимает участия вода из залива, программируя пористость и пигментацию кристалла через свой молекулярный состав.

Для ATIS мы используем состав воды максимально приближенной к водопроводной воде Москвы, изучая тем самым, как состав воды влияет на формообразование в микро масштабе. Для работы над ETRA мы изучили состав воды в реке Исеть и использовали эти данные для программирования AR скульптуры, которую можно увидеть в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Данные полученные при анализе химического состава воды использованы для создания цифровой скульптуры, пористость и объем которой варьируется в зависимости от изученных параметров.

КАК ПОНЯТНО И ЭФФЕКТИВНО РАССКАЗЫВАТЬ О СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО?

Художественный язык интуитивен. Возможно, зритель не увидит первоначальную идею проекта и мысль художника, но образ проекта оставит отпечаток и заставит интерпретировать его через свою собственную систему восприятия и знаний.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Надя Марченко

Фото: Дима Шумов, Никита Гусев

22 August, 2022