How to raise money for a cultural project: the case of the play "Cave moms"

USEFUL

Authors: Anna Merkushina, Daria Galavanova, Margo Osipova

Illustrations: Masha Vasilyeva

22 April, 2024

Crowdfunding remains one of the most popular ways to raise money for social and cultural projects. However, while its mechanics seem simple, it requires a serious approach to strategy and PR, as well as significant managing effort.

The independent play "Cave Moms" managed to raise 217 thousand rubles during its crowdfunding campaign. We reached out to the producer of the play, Anna Merkushina, and promo-producers Daria Galavanova and Margo Osipova to learn which tools proved to be the most effective in organizing and managing the fundraising campaign.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

«Пещерные мамы» — это камерный спектакль по пьесе современного драматурга Рината Ташимова, премьера которого пройдет 6 и 7 мая в «Мастерской Петра Фоменко». Постановка — мистическое драмеди о материнской любви. По сюжету молодая девушка Венера возвращается в родную татарскую деревню и застревает в причудливом местном мире, где с женщинами соседствуют призраки их непережитого прошлого.

Мы начали работать над спектаклем осенью 2022 года с командой из трех актрис, выпускниц Школы-студии МХАТ. Сначала определились с выбором пьесы, а затем привлекли художника-постановщика Машу Васильеву, которая создала разработала визуальный язык спектакля. Зимой 2023 года с полноценным проектом постановки и сметой пришли в «Мастерскую Петра Фоменко» и запитчили наш проект. Театр поверил в идею, согласился предоставить старую сцену на условиях аренды, а также помог найти основное финансирование: грант от Фонда поддержки театрального искусства, который покрыл минимальные гонорары постановочной команды, расходы на декорации и аренду сцены. Однако для реализации всех трат нам не хватало около 170 тысяч рублей на костюмы и реквизит. Именно эти деньги мы решили привлечь через краудфандинг на Planeta.ru. Мы выбрали Планету как самую успешную российскую платформу по объему собранных средств (на сентябрь 2023 года — 2 миллиарда рублей). В итоге, с учетом комиссии Планеты 10%, мы поставили для нашей кампании цель в 190 тысяч рублей и решили, что сможем собрать эти деньги за 45 дней.

Подготовку к кампании начали за месяц. При этом мы изучили много бесплатных материалов о краудфандинге, а также провели ревизию успешных культурных проектов на самой Планете. Нам повезло: именно в тот момент вышло видео маркетолога, автора тг-канала "The content is the queen", Линор Горалик (по мнению Минюст является иноагентом) о краудфандинге из ее цикла о низкобюджетном маркетинге. Мы использовали механики из этой лекции и большинство из них сработало. Далее мы будем пересказывать многое из того, о чем говорила Линор, но советую посмотреть полное видео.

Planeta.ru как платформа также содействует тому, чтобы ваша кампания была максимально успешной. Нашим куратором от платформы стал Евгений Худяков — автор тг-канала «Возможности в культуре», продюсер с большим опытом работы с некоммерческими культурными проектами, который значительно помог в продвижении и продаже лотов. Под кураторством Евгения мы запускали крауд-страницу «Пещерных мам» и заполняли три ее основных блока: описание, видео и лоты. Увидеть, что у нас получилось, можно по ссылке.

Описание

Мы построили описание по плану из видео Линор Горалик (по мнению Минюст является иноагентом).

1. О чем речь?

Определяем проблему и даем наше решение этой проблемы через будущий проект.

2. Кто мы такие?

Подробно рассказываем об опыте команды и о том, почему она справится с проектом и ей можно доверять.

3. Что уже сделано?

Люди гораздо охотнее поддерживают проекты на последних этапах реализации. Поэтому детально расписываем то, что уже сделано на пути к цели.

4. Чего не хватает и на что пойдут деньги?

Перечисляем план конкретных действий для реализации проекта.

5. Сколько нужно денег?

Пишем сумму, которую мы собираем, и кратко объясняем, на что она пойдет. Необязательно прикреплять развернутую смету: можно ограничиться основными строками расходов. Мы приложили красивые эскизы художника с элементами костюмов и реквизитом, которые нам необходимы.

6. Как перечислить деньги?

Для тех, кто впервые на краудфандинговой платформе, подробно и терпеливо расписываем, как поддержать инициативу через донат или покупку лота.

Видеовизитка

Видеовизитка — это ролик, в котором люди смогут увидеть идею проекта. Важно, чтобы визитка не становилась пересказом описания, а дополняла его.

Мы сняли два варианта видео для разных целевых аудиторий — стандартную видеовизитку, а также смешной reel. В видеовизитке подробно рассказали о художественном решении спектакля и идеях, которыми вдохновлены костюмы и реквизит, а также показали художника в процессе работы. Это было спокойное видео с медитативной музыкой и красивой съемкой.

Второй вертикальный ролик, наоборот, был динамичным и смешным. В нем мы высмеивали стереотипы типичного независимого театрального проекта, которым сами являемся. Это видео стало очень эффективным — его посмотрели 12 000 человек, репостили и добавляли в сторис многие из театрального сообщества.

Лоты

Лоты в краудфандинге — это товары, которые человек может купить на платформе. Нам нравится подход к лотам, который транслировала Линор в своем видео: идея, что на время кампании мы перестаем быть некоммерческим проектом и становимся интернет-магазином. Как и любому магазину нам надо продумать ассортимент, способы доставки, а также разработать ценовую политику для разных категорий покупателей.

Линор Горалик (по мнению Минюст является иноагентом) в своем видео выделяет 4 категории товаров:

Символические товары — это товары, которые не требуют от нас никаких действий. Например, лоты «Спасибо!» или «Большое спасибо!». Хотя мы не использовали эту идею в нашей кампании, я видела, что она работала у других авторов.

Электронные товары. Преимущество электронных товаров в том, что их не нужно отгружать покупателю. Обычно в эту категорию попадают персонализированные диджитал открытки или видеоролики. Мы сделали карты Татаро — креатив, появившийся на стыке двух тем пьесы «Пещерные мамы» — мистики и татарского колорита. Татаро — таро, арканами в которых были персонажи татарской мифологии — леший Шурале, крылатый конь Тулпар, змей Юха. Художник Михаил Гербер специально для нас нарисовал 6 вариантов этих карт, я придумала предсказания к каждой из них и затем отправляла через сервис email-рассылки. Каждая карта стоила 250 рублей. Мы продали 34 карты и заработали на электронных лотах 8550 рублей.

Физические товары — это может быть мерч спектакля, а также то, что станет результатом проекта, на который вы собираете деньги. Важно не забыть вести отдельную смету расходов на физические лоты, чтобы включить траты в сумму, которую вы собираете.

Мы решили не делать традиционные футболки, кепки и шоперы с брендингом и начали думать в сторону уникальных арт-товаров, вдохновленных темами спектакля. Так появились открытки и графика, которые создала для краудфандинга художник спектакля Маша Васильева. Открытки мы продавали набором по 4 штуки за 500 рублей: это были трогательные рисунки Маши, которые сопровождались татарскими народными мудростями: «Какова земля, таковы и родники», «Не чеши, пока не чешется». А на графических работах за 2000 рублей были изображены медведи: это центральный образ в пьесе «Пещерные мамы» и в нашем спектакле. Продажи и того, и другого лота были довольно успешными: забрали 6 из 10 графических работ и 12 наборов открыток. Доставка всех материальных лотов осуществлялась за счет покупателей.

Мы также сделали несколько лотов-событий. Во-первых, продавали пригласительные на закрытый показ спектакля и возможность посетить репетицию на этапе выпуска постановки на сцене. А также создали два креативных события: актерский тренинг с актрисами и вечер в баре с нашей командой. Все эти лоты стоили выше среднего (от 1000 до 15 000 рублей). Активнее всего покупали тренинг с актрисами (продано 8 лотов по 1000 рублей), вечер в баре (продано 6 лотов по 5000 рублей) и приглашение закрытый показ (продано 5 лотов по 4500 рублей).

Товары от известных людей. Такие лоты значительно повышают лояльность к проектам, ведь показывают, что лидеры мнений верят в нашу инициативу и оказывают нам поддержку.

Для того, чтобы собрать подборку лотов от знаменитостей, мы сделали табличку, где записали всех людей, до которых мы можем дотянуться. А потом придумали, что лотом от них может быть книга, которая вдохновила или повлияла на них в профессии больше всего. В результате, в нашем спецпроекте своими любимыми книгами поделились известные российские артисты театра и кино Олег Меньшиков, Юлия Пересильд, Евгений Ткачук, Константин Хабенский, Юлия Хлынина, Аня Чиповская, Антон Кузнецов, Алла Сигалова. На каждого из них мы вышли по-разному — через общие рабочие проекты, знакомых, Школу-студию МХАТ. Мы попросили каждого из наших героев выбрать одну театральную книгу и подписать ее. Интересно, что никто из тех, кого мы просили, не отказал!

Наш куратор Евгений Худяков предложил еще одну идею, которая смогла продать эти лоты максимально эффективно, — лотерея. Мы продавали не книгу, а участие в розыгрыше и в нашем тг-канале (который к тому моменту запустили): в определенную дату и время записывали кружочек и назначали победителя с помощью рандомайзера. Эта механика лотереи помогла заработать 38 600 рублей. Победитель получал книгу, а участники — диджитал карты Татаро с видеопредсказаниями от актрис (мы записали их отдельно). Это также стало инструментом, который помог продлевать интерес к кампании: мы выкладывали розыгрыши со знаменитостями раз в 10 дней на протяжении всего проекта.

На этапе формирования цен на лоты важно, чтобы ценовой шаг был небольшим и люди с разным достатком могли позволить себе поддержать проект. Наши лоты начинались от 250 рублей и достигали 50 000 рублей. Самый дорогой лот, покупая который, можно было стать спонсором проекта и быть упомянутым в программке и социальных сетях спектакля. Этот лот — возможность донести информацию о том, что есть и такой способ партнерства. Но у нас его, к сожалению, не купили.

Продвижение

В продвижении краудфандинга важно выстроить персональный сторителлинг, не «продать» спектакль, а рассказать о команде, которая его создает и которую захочется поддержать. Одновременно с запуском краудфандинга мы стали рассказывать о процессе работы в социальных сетях и делиться бэкстейджем. Людям важно знать, что они поддерживают активный проект, который создается на их глазах, и они могут почувствовать себя частью процесса.

Продвижение краудфандинга мы начали с лояльной аудитории: рассказали о нем в соцсетях команды спектакля, а также дружеских аккаунтах: Школы-студии МХАТ и курса актрис (мастерской И.Я. Золотовицкого и С.И. Земцова). В соцсетях команды мы рассказывали про отдельные лоты и ход краудфандинга в целом на протяжении всей кампании. После того, как мы получили интерес и первые донаты от друзей, мы стали просить знакомых рассказывать о нашем проекте. Таким образом, те, кто еще не знаком с командой и проектом, сразу увидят активный процесс работы.

Лоты от актеров театра и кино помогли нам не только привлечь краудфандеров, но и создать инфоповод. Ссылками на розыгрыш поделились сами артисты, а также их фанатские страницы в соцсетях. Первый книжный лот мы выложили в начале краудфандинга, и он помог поддержать активный старт сбора. Кроме того, мы подготовили пресс-релиз о спектакле и краудфандинге, в котором рассказали о партнерских лотах, и разослали его в телеграм-каналы, поддерживающие проекты в сфере культуры. Так мы получили несколько публикаций и нашли контакт с журналистами и блогерами, которых пригласим на премьеру.

В своих соцсетях мы показывали не только свои искренние эмоции от полученной поддержки, но и делились фото и отзывами от наших краудфандеров, которые уже получили свои лоты. Желание делиться в соцсетях купленными лотами — тоже своего рода поддержка и промо. Создаваемый ими UGC-контент помогает рассказать о спектакле на новую для нас аудиторию. Для краудфандинга информационная поддержка важна не меньше, чем финансовая.

Также в ходе краудфандинга мы провели розыгрыш одного из лотов — билетов на закрытый показ — в медиа о театре «Бес культуры». Так мы не только повысили знание о спектакле и краудфандинге, но и привлекли новую аудиторию в телеграм спектакля, где мы рассказываем больше о проекте и других лотах. Это классический в соцсетях инструмент для привлечения новых людей: но в этом случае важно не забывать, что их также нужно удержать после проведения конкурса. Поэтому посты про поддержку спектакля мы разбавляли лайфстайл контентом. Тем не менее, мы столкнулись с оттоком пришедших подписчиков после окончания розыгрыша – нам кажется нормальным такое поведение пользователей. В итоге с нами остались только заинтересованные в спектакле люди, так что и такая механика имеет место быть в стратегии продвижения.

Что касается дизайна, с самого начала было важно простраивать узнаваемый визуальный стиль спектакля. На этапе подготовки к краудфандингу мы разработали брендинг, который использовали для оформления лотов на странице, постов в соцсетях, а в дальнейшем — для афиш на билетных сервисах. Нам было важно подобрать цветовую палитру, шрифт и элементы, которые отображали бы настроение и темы спектакля, и которые бы использовались на всех наших платформах.

Всего Пещерные мамы собрали 217 000 рублей — на 14% больше цели. Изначально краудфандинг был для нашего проекта рабочей необходимостью, но в итоге стал отдельным успешным фандрайзинговым кейсом. Крауд-кампания стала также своеобразной репетицией продаж билетов на саму постановку: она позволила запустить красивый сторителлинг про проект, заявить о нем через публичных персон и лидеров мнений, впервые встретиться с целевой аудиторией в лице наших донатеров.

А также — объединить вокруг проекта команду крутых неравнодушых профессионалов.

Увидеть, какой спектакль мы создали, можно на ближайшем показе в «Мастерской Петра Фоменко».

USEFUL

Authors: Anna Merkushina, Daria Galavanova, Margo Osipova

Illustrations: Masha Vasilyeva

22 April, 2024