Кто это придумал и как это работает: команда Дебаркадера-30 в Набережных Челнах
В прошлом году в Набережных Челнах открылась новая культурная площадка — Д-30. Прямо на берегу Камы, в заброшенном дебаркадере, команда проекта создала новую институцию, реставрирует пространство и проводит здесь выставки.
Мы поговорили с командой Дебаркадера-30 накануне открытия нового сезона и узнали, как Кама влияет на их работу, почему всем нужно приехать в Набережные Челны и зачем делать из старой пристани культурное место.

Юлия Ахметзянова
продюсер культурных программ
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДЕБАРКАДЕРОМ-30?
Мы дружим с Тагиром, совладельцем дебаркадера. Он не просто переживает за исторический центр города, а действительно делает всё возможное для его сохранения. Особенно его волнует поселок ГЭС — так называют Старый город, который когда-то был поселком, а теперь стал частью Челнов.
Тагир решил купить дебаркадер — чтобы он не превратился в окончательно заброшенное место. На тот момент он уже стремительно ветшал. Мы обсуждали эту покупку, но Тагир не спрашивал, покупать или нет — он уже твердо решил. Он спрашивал: что будем с ним делать?
Для меня этот вопрос был особенно важен. Современное искусство, театр, выставки — это то, без чего я не могу. В Челнах, к сожалению, таких пространств практически нет, поэтому я езжу в Москву, Санкт-Петербург, Казань. А ведь у города невероятная энергия. Поэтому я предложила развивать современное искусство и сделать дебаркадер его площадкой. Открыть реку для искусства. Ведь пристань — это ворота на реку, а когда-то это был единственный путь в город. Первостроители Нижнекамской ГЭС и завода приезжали сюда по воде и выходили на берег именно через этот причал.
Поскольку я знакома со многими художниками, мне казалось важным вовлечь в проект сильных авторов. Например, Зульфия — это великая художница нашего города, и я предложила ей присоединиться к команде.
Тагир поддержал идею. Илья тоже включился в проект, сказав, что технически обеспечит всё, что необходимо. Так и сложилась команда.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАК ПОЯВЛЕНИЕ ТАКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТОЧКИ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ПОВЛИЯЕТ НА АРТ-СЦЕНУ ГОРОДА?
Во-первых, мы создали естественную среду для формирования комьюнити. Это стало нашей опорой: теперь мы опираемся не только на собственные силы, но и на сообщество, которое формируется вокруг нас.
Во-вторых, теперь Челны известны не только криминальной хроникой, как это часто бывало, но и современным искусством. Это тоже своего рода опора. Нам всего год, но уже в первый сезон культурной программы «Кама близко» к нам приехало много ярких и значимых фигур из культурной сферы. В 2023 году, когда я только думала об этом, мне казалось невероятным, что такие люди могут оказаться у нас на дебаркадере. Но это произошло — и это было потрясающе. Например, Ильгизар Хасанов, казанский художник и сооснователь ЦСК «Смена», впервые побывал в Набережных Челнах, посетив наш Дебаркадер.
В-третьих, важно понимать, что это нужно развивать. Челны — это не просто индустриальный город, это место с мощной творческой традицией. Здесь когда-то была сильная школа дизайна и школа художников-графиков. Сейчас это проявляется не так явно, но этот потенциал ощущается в воздухе.
Главное — осознавать, что это нужно людям. В первую очередь нам самим, а во-вторых — всем, кто приходит в это пространство, ищет диалог и находит здесь точку опоры.
ВЫ УПОМЯНУЛИ, ЧТО ВОКРУГ ДЕБАРКАДЕРА-30 ФОРМИРУЕТСЯ КОМЬЮНИТИ. КТО ВАШИ ПОСЕТИТЕЛИ? КАК РЕАГИРУЮТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
Мы уверены в том, что делаем, и понимаем, что те, кому это нужно, придут, поймут и узнают, что происходит. Люди, которые пришли на первую выставку, изначально были просто любопытны. Но когда они увидели современное искусство, это их, конечно, потрясло. Особенно это было заметно среди старшего поколения, для которых выставка стала возвращением к городу, к своему прошлому, к своей молодости.
И, конечно, была благодарность за то, что команда бережно относится к пристани. Много было пожеланий, чтобы это всё сохранялось, чтобы мы не уходили из пристани, а наоборот, собирались на ней. Затем стали появляться художники. Это можно назвать тем моментом, когда они почувствовали, что здесь есть дружественная атмосфера, что это место, где можно развиваться и получать поддержку.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ КОЛЛАБОРАЦИИ С ДРУГИМИ ИНСТИТУЦИЯМИ И ПЛОЩАДКАМИ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ИЛИ ДРУГИХ ГОРОДАХ?
Мы в шутку называем этот год — годом коллабораций. А сейчас уже и не в шутку, потому что многие увидели, как мы работаем, что происходит, с кем сотрудничаем и какие результаты получаем. Это очень приятно, потому что нам важно, чтобы наш город был в центре внимания, не с точки зрения плохих новостей, а через инициативу, людей и открытость города для художников. Первое предложение о сотрудничестве поступило от фонда MaxArt для совместной выставки. Затем фонд «Сфера» предложил нам коллаборацию, и скорее всего, это будет наша первая резиденция в этом году. Это действительно круто, поскольку когда мы только думали об открытии Дебаркадера-30, то сразу заговорили и о резиденции, ведь у нас есть небольшой номерной фонд для гостей. Конечно, он заброшен, и его нужно ремонтировать, но многое уже сделано.
Нас также поддержал Кирилл Маевский из «Смены» в Казани. Я никогда не могла даже представить, что мы будем работать вместе. А теперь он приезжает к нам на Дебаркадер-30, привозит с собой гостей и знакомит их с дебаркадером, поддерживает нас.
Коллаборации приходят к нам сами, и это здорово. Мы с радостью их принимаем, но всё же с некоторым волнением, потому что наша скромность иногда мешает до конца поверить в чудеса.
КУДА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СХОДИТЬ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, ПОМИМО ДЕБАРКАДЕРА-30?
Обязательно стоит обратить внимание на архитектуру Ханова, начиная с пятачка возле стеллы «Регбисты». В Челнах никогда не было регби, не было легендарной команды, но у нас есть эта уникальная стелла. Она расположена между стадионом «Строитель» и ДК «Энергетик». Дворец культуры «Энергетик» — одно из первых общественных зданий, построенных в эпоху строительства города и КАМАЗа. Это здание стало знаковым, и теперь оно продолжает жить как дворец культуры.
На этом пятачке вы также увидите мозаичное панно на задней стороне ДК «Энергетик». Это произведение было сохранено благодаря усилиям директрисы Рзаевой Гульзады, ведь без ее вмешательства мозаика могла бы быть уничтожена. Панно гигантских размеров и оно — символ Челнов. С этого места вы также увидите стеллу Ханова «Регбисты», а вдали откроется вид на реку Мелекеску.
Пройдя вдоль улицы Гидростроителей, вы дойдете до гостиницы «Татарстан» — первого многоэтажного общественного здания современного города. Здесь можно увидеть пример невнимательного отношения к архитектуре и ландшафту: раньше перед гостиницей был фонтан и просторная площадь, а теперь — коммерческое здание. Однако жители города отстояли фонтан, и его верхушку, созданную Хановым, перенесли к фасаду центральной библиотеки.
Кстати, у центральной библиотеки стоит отметить фасад, который выглядит абсолютно нетипично — восточный стиль. Это дагестанский проект, который был утвержден и реализован в Челнах. На площади перед библиотекой можно также увидеть спасенный фонтан «Метеорит», который стал еще одной гордостью города.
Пройдя по бульвару Ямашева, мы увидим архитектурное чудо — Школу искусств. Это единственное здание, которое пока что не обшито алюкобондом. Обязательно нужно посмотреть на здания IT-компании АЙТАТ, которые расположены неподалеку от Центральной библиотеки и Школы искусств на другой стороне бульвара Ямашева в третьем комплексе. Когда-то эти здания были заброшками, а теперь это частный IT-парк внутри комплекса во дворе на ГЭСе.
Следующим этапом будет улица Батенчука, где вы увидите великолепный памятник «Родина-мать», созданный Ильдаром Хановым.
Не забудьте про трамвай, который увезет нас в Новый город. Там обязательно посетите Бульвар Энтузиастов, где можно увидеть еще скульптуры Ханова. Потом мимо здания «Тюбетейка» вдоль проспекта Хасана Туфана можно дойти до Картинной галереи — внутри вы увидите, как галерея встроена между колонн дома «Сороконожки» 3/01. Далее мы спустимся в подземку и перейдем на площадь Азатлык, где увидим здание мэрии — яркий пример советского модернизма. А затем мы можем вернуться на наш Дебаркадер-30, чтобы завершить прогулку и встретить закат на Каме.


Илья Колесников
директор Дебаркадера-30
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ПРОЕКТЕ ДЕБАРКАДЕР-30?
Я директор компании, которая выполняет функции эксплуатирующей организации дебаркадера. Мы входим в состав холдинга, который является собственником Д-30.
Для меня история с дебаркадером началась в прошлом году. Мы осознавали, что этот объект значим и интересен с точки зрения истории города. Поэтому акционерами было принято решение его приобрести и по сути спасти — в том состоянии, в котором он находился, без охраны и ухода. Если бы не наше решение, то к сегодняшнему дню дебаркадер, скорее всего, либо сгорел, либо утонул. Так что, ключевая цель его приобретения была в том, чтобы спасти объект, поскольку он важен для города.
С начала 70-х годов он выполнял функции дебаркадера, являясь своего рода «речными воротами» города. В тот период, когда принимались решения о строительстве КАМАЗа и Нижнекамской ГЭС, полноценной дороги в Челны еще не было. Основное сообщение осуществлялось либо по реке, либо по воздуху. И именно дебаркадер служил главной точкой речного сообщения. По разным данным, в то время существовало три дебаркадера. Они были примерно одного времени постройки, но на сегодняшний день остался только один. Более того, на Каме, похоже, вообще не осталось подобных действующих объектов такого масштаба.
В прошлом году мы пригласили проектировщиков из города Городец (Нижегородская область). Это специалисты из компании, которая в 1957 году разрабатывала проект дебаркадера. Они провели освидетельствование объекта, выдали соответствующие акты, из которых стало ясно, что работы по реставрации предстоит много. Кроме того, работа с объектом на воде связана с особыми ограничениями: здесь действуют как общестроительные нормы, принятые на суше, так и дополнительные водные регламенты.
Наша цель — в этом сезоне выполнить все необходимые работы для получения статуса «ограниченно годен». Как только этот статус будет присвоен, дебаркадер сможет официально выполнять функцию причала. Это позволит принимать катера, речные трамвайчики, метеоры и пароходы. Мы всерьез рассматриваем возможность организации хотя бы одного причаливания в этом году.
КАК Я ЗНАЮ, ДО ВАС СОБСТВЕННИКИ ДЕБАРКАДЕРА СКОРЕЕ ПРЕСЛЕДОВАЛИ КОММЕРЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОБЪЕКТ, КАК СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ. ПОЧЕМУ ЖЕ ВАША КОМПАНИЯ РЕШИЛА, ЧТО ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ ЗДЕСЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ГОРОДА?
Если говорить о команде Д-30, то ее костяк состоит из пяти человек. Главный инициатор и один из акционеров компании «РБР 16» — Тагир Сунгатуллин. Именно он выступил с идеей спасения дебаркадера. Нам повезло, что предложение вложить в проект средства компании поддержал и партнер Тагира — очень близкий к реке человек.
Наша команда, естественно, больше. Есть и технические специалисты, которые всю жизнь провели на реке. Например, наш капитан Сергей Николаевич. Он практически всегда на дебаркадере, и в большей степени отвечает за его ежедневное техническое состояние, организует ремонтные работы вместе со мной. Благодаря этим людям и их усилиям было принято решение не только восстановить дебаркадер, но и запустить на нем культурную программу. При этом важно понимать, что сам дебаркадер уже более десяти лет не использовался по назначению. Последним известным проектом на его базе был ресторан «Венеция», который закрылся в 2016–2017 годах. Затем там какое-то время находилась кальянная, что с точки зрения пожарной безопасности в деревянном здании 1957 года было крайне рискованно.
По сути, объект оказался заброшенным и стоял на грани исчезновения: им не интересовались ни предыдущие собственники, ни город, ни горожане. Поэтому первая наша задача — вернуть ему статус значимого городского объекта, вспомнить его историю и предложить новые сценарии использования. Речь также идет о возобновлении причальной функции. Сейчас в Набережных Челнах нет ни одного работающего причала, хотя город стоит на Каме. Туристические теплоходы сюда не заходят, в отличие от, например, Елабуги, которая принимает более 300 бортов в год. Между тем, Челны находятся на важном речном маршруте, соединяющем Пермь, Казань и другие города, но фактически исключены из речной навигации.
Дебаркадер-30 быстро стал новой площадкой для культуры. В прошлом году здесь прошел первый сезон — культурная программы «Кама близко», который показал, что идея была востребована: горожанам действительно не хватало подобного пространства, и всё сложилось очень естественно.
Насколько далеко мы сможем продвинуться в этом проекте, зависит от множества факторов — сил, финансов и внешних обстоятельств. Но пока у нас всё получается, и мы продолжаем работать.
ВЫ УЖЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ УПОМЯНУЛИ, ЧТО ВАШЕМУ ПРОЕКТУ ОЧЕНЬ ВАЖНО ВЕРНУТЬ ПРИЧАЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ. КАК В ТАКОМ СЛУЧАЕ ЭТО БУДЕТ СОЧЕТАТЬСЯ С КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ?
Этот вопрос мы задавали себе еще в самом начале. В прошлом году мы начали с того, что собрались командой — плюс пригласили проектировщиков и несколько специалистов, чье мнение нам было важно услышать. Мы провели своего рода исследование, где обсуждали возможные сценарии использования дебаркадера.
Сценариев оказалось довольно много, но мы сознательно не стали фиксировать окончательный список. Одно мы понимаем точно: культурный сценарий не завершится с вводом объекта в эксплуатацию или восстановлением его причальной функции. Мы хотим, чтобы он оставался частью пространства и дальше. В какой пропорции — пока сложно сказать, потому что сам дебаркадер, его первый и второй этажи, дают много возможностей для реализации разных идей.
Мы рассматриваем дебаркадер и как возможную точку первого контакта человека с городом. В этом смысле музейная функция могла бы стать частью проекта — не традиционный музей, а скорее пространство, которое передает историю места, освоения реки и самого дебаркадера. Возможно, здесь появится сувенирная линия, но не в виде привычных магнитов «сделано в Китае», а чего-то, что действительно создано в Челнах, наполнено местным смыслом.
Кроме того, мы не исключаем другие направления: музейную экспозицию, зону современного искусства, гастрономический проект. Всё это может органично сосуществовать с основной причальной функцией. Нам важно, чтобы каждый сценарий не просто существовал ради наличия, а был наполнен смыслом и глубиной.
Как именно это сложится — покажет время, но ключевой принцип, который мы закладываем, — это внимание к месту, его истории и возможностям.
ЗАЧЕМ ВОЗВРАЩАТЬ ГОРОДУ РЕЧНОЕ СООБЩЕНИЕ?
На самом деле, история с приобретением дебаркадера оказалась очень своевременной. Если посмотреть на Казань, столицу Татарстана, то от нас это всего три часа пути — 220 километров. В прошлом году там, на пляже «Локомотив», открылась большая марина для маломерных судов и яхтенного спорта. В Казань пришел проект «Сила ветра».
А если взглянуть на Москву, то там уже работают водные электрические трамвайчики, которые курсируют круглый год. Всё больше внимания уделяется переосмыслению и возвращению реки в городскую жизнь, появляются скоростные пассажирские суда. Наши ближайшие соседи — Нижнекамск и Елабуга — тоже имеют речное сообщение, а у нас, к сожалению, пока этого нет.
И вот вернуть реку городу — это, наверное, одна из главных задач. Сложно объяснить, почему для нас это так важно. Наверное, потому что изначально мы просто хотели спасти дебаркадер. Это не совсем наша профильная деятельность: наш холдинг занимается строительством дорог и мостов.
Сложилось ощущение, что совсем скоро речной транспорт станет востребованным не только как средство передвижения, но и как часть сценария выходного дня. Например, представьте возможность подняться по Каме из Челнов в ближайшие города, даже не в рамках длительного путешествия, а в формате локального речного туризма. Но сегодня, если мы хотим отправиться в путешествие по реке, нам сначала приходится ехать в другой город. И это особенно обидно, ведь Кама — большая и красивая река, которая раньше играла значительную роль в жизни города. Этот опыт у нас был, но, к сожалению, он утрачен.
Сейчас, пока мы занимаемся ремонтом дебаркадера, часто слышим от людей их воспоминания. Каждый третий, кто пришел к нам в прошлом году на культурную программу, имеет воспоминания с дебаркадером. Это или путешествие на метеоре или то, что связано с рестораном «Венеция». Для кого-то — это была свадьба, для кого-то — юбилей или выпускной.
КУДА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СХОДИТЬ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, ПОМИМО ДЕБАРКАДЕРА-30?
Вопрос с подвохом. На мой взгляд, в Набережных Челнах можно выделить несколько возможных маршрутов, по которым можно отправиться.
Наш город — промышленный, долгое время он был моногородом, а КАМАЗ и Челны неразрывно связаны. В этом контексте одним из интересных объектов мог бы стать музей «КАМАЗ-мастер». Попасть на производство КАМАЗа сложно, но на экскурсию в команду «КАМАЗ-мастер» — вполне реально.
В городе есть татарский и русский драматические театры, а также любительские коллективы. Ежегодно проходит фестиваль театрального искусства «Действующие лица». Если визит совпадает с этим событием, то обязательно стоит заглянуть на спектакли.
Еще один важный проект — путеводитель по челнинской архитектуре, который сейчас готовят к публикации мои коллеги. Он соберет архитектурные объекты советского модернизма.

Анастасия Плеханова
менеджер проектов
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДЕБАРКАДЕРОМ-30?
Я присоединилась к команде Дебаркадер-30 благодаря Юле и Илье. Мы с ними знакомы довольно давно, с 2016-2017 годов, когда Юля предложила поучаствовать в проектах фонда «Солнце внутри». С тех пор мы реализовали много совместных программ, включая открытие инклюзивного пространства на ГЭСе, которое также носит название «Солнце внутри».
Со временем, незаметно для себя, я стала частью команды Дебаркадер-30, занимаясь администрированием онлайн-процессов. Я участвую в организации мероприятий и выставок, а также в регистрации, администрировании и проведении интенсивов и других проектов такого рода.
В КАКИХ ПРОГРАММАХ ВЫ УЧАСТВОВАЛИ НА ДЕБАРКАДЕРЕ-30?
Я начала с курирования, но не в рамках Дебаркадера-30. Несколько лет назад, в 2021 году, в рамках деятельности фонда «Солнце внутри» мы реализовали проект, который затем стал выставкой. Люди с инвалидностью изучали три техники: линогравюра, войлочная мозаика и коллажирование. Мы создавали работы по мотивам истории и культуры древнего города Болгар, которые затем составили выставку под названием УЯНУ (с татарского языка — «пробуждение») и были представлены в Картинной галерее Набережных Челнов. Я была участником этого проекта. Вдобавок, вместе с Алсу Хайруллиной, мы курировали эту выставку.
Дальше был проект, состоящий из двух этапов, где я выступала как участник: «Плюс-минус спектакля» и выставки «Предметный разговор». И буквально этой осенью спустя несколько лет, мы возродили выставку «Предметный разговор» на Дебаркадере-30. Я должна сказать, что она интересно вписалась в нынешнее состояние Дебаркадера и добавила определенный колорит, особенно экспонатам, которые начали восприниматься по-новому.
ЧТО ДЛЯ ВАС ЛИЧНО ЗНАЧИТ РАБОТА В ПРОЕКТЕ ДЕБАРКАДЕР-30?
Я из достаточно молодого поколения челнинцев — родилась в 1990 году — и на самом деле помню очень мало из того времени, когда Дебаркадер был действующим в городе. Наверное, максимально, что я помню — это отрывочные моменты, когда в конце учебного года несколько лет подряд организовывались прогулки на речном трамвайчике, который отходил от Дебаркадера.
Я знала, что здание стоит и не действует. Слышала, что раньше там был ресторан, который тоже закрыли, и что теперь здание находится в ожидании, что будет с ним дальше, как в историческом, так и в финансовом плане. Потом так получилось, что я узнала о дебаркадере гораздо больше, и побывала там, когда начали реализовываться проекты. В таком старинном здании сложно говорить о доступности для людей с инвалидностью, и так как я передвигаюсь на коляске, то когда получается добраться, Илья всегда помогает мне подняться на второй этаж по крутой лестнице и сходням. Честно говоря, я была там только два-три раза на проектах. Но здорово, что вообще получилось туда попасть.
Надеюсь, в будущем, если здание будет реконструироваться и преобразовываться в какое-то пространство, оно станет доступным для людей с инвалидностью.
Вид на реку там просто шикарный — и летом, и зимой. Это место действительно нужно посетить, особенно в контексте его исторической ценности и архитектуры. Сейчас таких мест в Челнах осталось немного, ведь большинство зданий отреставрированы, переделаны, обшиты пластиковыми панелями и профнастилом.
Через знакомство с командой Дебаркадера я открыла для себя новый пласт искусства, в том числе современного искусства. С течением времени я чувствую, как меняется мое восприятие искусства и культуры, как я начинаю по-другому смотреть на те же выставки, которые проходят в галереях, или на то, что я вижу в журналах и в постах.
Дебаркадер стал для меня местом возрождения культурного пространства в том виде, в каком оно существует сейчас. Он стал для меня примером того, как можно развивать современное искусство и реализовывать его локально в городе. Участие в этих проектах дало мне возможность узнать свой город, понять ГЭС с другой стороны.
КУДА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СХОДИТЬ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, ПОМИМО ДЕБАРКАДЕРА-30?
Когда вы заезжаете в город по Альметьевскому тракту, то оказываетесь в том самом Старом городе — районе, с которого Челны начинались. Слева будет Кама. Здесь улица Центральная — историческая улица города. Рядом — Набережная Габдуллы Тукая, место отдыха горожан. В начале набережной стоит мечеть Тауба, обойдя которую и спустившись вниз, вы попадете на Дебаркадер.
Если вы будете у нас в мае, то сможете увидеть, как вдоль всего основного проспекта Мира белой лентой цветут яблони.
Для того, чтобы увидеть город сверху, поднимитесь на смотровую площадку Бизнес-центра 2.18 (в народе — «Тюбетейка»). Сразу от «Тюбетейки» начинается бульвар Энтузиастов с фонтанами и скульптурами Ильдара Ханова.
Совсем недалеко, от Тюбетейки наискосок, легко можно дойти до главной площади города Азатлык, на которой также находится здание Администрации.
В целом, можно просто погулять по разным районам города — ГЭСу, ЗЯБи, Новому городу. Мне кажется, у каждого из них своя атмосфера, и это дает почувствовать город объемно.


Тагир Сунгатуллин
совладелец Дебаркадера-30
ЗАЧЕМ ВАМ, КАК ДИРЕКТОРУ БОЛЬШОЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ, ПОКУПАТЬ СТАРЫЙ ДЕБАРКАДЕР В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ?
Дебаркадер — часть истории города, в котором я родился. Дебаркадер — настоящие речные ворота города, через которые сюда добирались первопроходцы и строители завода.
Мы видели, что собственники здания менялись, но перемены не происходили. Стало понятно, что дебаркадер может и не дожить до момента, когда кто-то возьмется за его восстановление. Подумали и поняли, что нужно это сделать нам.
КАК ВЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ НА ДЕБАРКАДЕРЕ ИМЕННО КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО? КАК Я ЗНАЮ, ПРЕЖНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАНИМАЛИСЬ СКОРЕЕ КОММЕРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ.
Думаю, что со временем и культурное, и коммерческое направления будут соседствовать и дополнять друг друга. Жизнь дебаркадера может оказаться недолговечной, если он будет исключительно культурной площадкой: все-таки нужна экономика, чтобы культурное пространство уверенно себя чувствовало.
Как вернуть Дебаркадер городу? Для этого нужно, чтобы люди вспомнили о его существовании, посмотрели на него с новой стороны. И кому, как не художникам, стоит предложить переосмысление этого места. Мне показалось, что это жизнеспособная и многообещающая идея, а в прошлом году она начала обретать воплощение, чему я очень рад.
ПОДДЕРЖИВАЛИ ЛИ ВЫ РАНЬШЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
Были разные формы поддержки, но я не считаю себя знатоком искусства. Мне просто всегда интересны разные и необычные взгляды. Это касается не только искусства. Любой необычный взгляд — это что-то новое, а новое — это движение в развитии.
Мы поддерживали много разных направлений, но никогда не становились центром творческого процесса. Поэтому Дебаркадер-30 — это первая возможность, где получилось объединиться, собрать команду и работать с этим изнутри.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЮБИМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ?
В этом я доверяю команде. Лично мне нравится более классическое искусство, сейчас первым в голову пришел Константин Коровин. Еще передвижники и другие импрессионисты. Если говорить о современном искусстве, то мне очень нравится то, что делали наши молодые авторы на Дебаркадере-30. Видео-арт — это здорово и заслуживает внимания. Там, где есть мысль, вообще всегда интересно. Тем более, если ее видно и можно по-разному прочитать, найдя для себя что-то свое в работе.
Я хочу отметить, Набережные Челны — молодой город. В конце 70-х средний возраст местного жителя составлял 23 года, а в середине 80-х вырос до 30 лет. Руками этих молодых людей возводился город. Население взрослеет в геометрической прогрессии, но дух города остается молодым. И мне хочется, чтобы он таким и оставался.
КУДА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СХОДИТЬ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, ПОМИМО ДЕБАРКАДЕРА-30?
Лучше всего — экскурсия с человеком, любящим город. Здесь многое основано на атмосфере, а если пройтись по городу и узнать его через истории жителей, то многие места обретут настоящую ценность. Из понятных наших символов упомяну музей «КАМАЗ-мастер», куда я с удовольствием привел бы гостей. И еще показал бы наши примеры модерновой архитектуры конца 70-х. Можно просто вокруг здания ходить и оценить мысль. Прелесть и сила города — в его архитектурной задумке.

Зульфия Илькаева
художница и кураторка культурных программ
КАК ТЫ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К КОМАНДЕ ДЕБАРКАДЕРА-30, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ В ЭТОМ ПРОЕКТЕ?
Я с Дебаркадером-30 с самого начала. Вообще, я художница. Зимой 2023 года Юлия Ахметзянова пригласила меня в проект «Театр + паблик-арт» — вместе с детьми делать огромные игрушки для городской елки. Проект оплачивался Тагиром, который как раз в это время планировал купить Дебаркадер-30. Мы с Юлей, Ильей и Тагиром образовали команду, всё было очень комфортно. А в январе 2024 года Юля пригласила меня в гости и сказала, что есть новости: оказывается, Тагир и его бизнес-партнер купили дебаркадер и теперь его нужно презентовать городу. Тогда у меня даже не было предположения, что дебаркадер превратится в культурную площадку. Мне было важно, что место, которое всегда привлекало мое внимание, наконец получило хорошего хозяина и шанс на интересную жизнь. Мы начали думать, прошла первая выставка, а после мы поняли, что на одной выставке не нужно останавливаться. Так Дебаркадер-30 начал свою жизнь.
ТЫ ГОВОРИЛА В ОДНОМ ИЗ ИНТЕРВЬЮ, ЧТО ВЫ С КОМАНДОЙ СТРЕМИТЕСЬ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ХУДОЖНИКИ И ХУДОЖНИЦЫ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ВАШИХ ПРОЕКТАХ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЕЗЖАЛИ В НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ. ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?
Мне хочется показать Челны всем. Мне важно, чтобы человек насытился этим пространством. Сам город — памятник советского модернизма. И да, стоит сюда приехать, чтобы увидеть Каму. Также важно, чтобы город и горожане знакомились с художниками, новыми людьми. Пока что история Челнов достаточно однобокая, это автоград, который не рассматривают со стороны искусства или культуры. Приглашения в гости, мне кажется, как раз дополняют образ города.
КАКИМ ОБРАЗОМ КАМА ВЛИЯЕТ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАШЕГО ПРОСТРАНСТВА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НА ТВОЮ РАБОТУ ЛИЧНО? ПОЧЕМУ КАМА ТАК ВАЖНА ДЛЯ ВАС И ДЛЯ ТЕБЯ?
Я буду философствовать, потому что придаю большое значение рекам: кажется, будто у них есть свой разум и своя жизнь. Реки — это наши друзья, которые всегда живут рядом. Благодаря Дебаркадеру-30 я часто нахожусь рядом с рекой: смотрю в окно и вижу ее. Рабочий день устраивается теперь по-другому, потому что можно смотреть не в телефон, а на воду.
Именно у рек всегда возникала жизнь, многие города строились на реках: они кормили человека, помогали двигаться и торговать. Река понималась как сила, которая больше и старше человека. Только в XX веке отношение изменилось, потому что появились поезда и машины. А когда началось строительство ГЭС, то река из друга превратились в труженицу. Это грустная трансформация. Мне кажется, мы перестали воспринимать реку как источник жизни, хотя наши города по-прежнему стоят вдоль рек. Люди гуляют по набережным и паркам, но саму реку не замечают. Развивая Дебаркадер-30, мы хотим много говорить о Каме и возвращать внимание человека к реке.
ЮЛЯ ПОДЕЛИЛАСЬ, ЧТО ВЫ ГОТОВИТЕ КОЛЛАБОРАЦИЮ С ЦСК «СМЕНА». РАССКАЖЕШЬ ПОДРОБНЕЕ?
Из-за того, что зимой Дебаркадер-30 не может работать как выставочное пространство, мы дружим с другими институциями. Например, сейчас вместе с ЦСК «Смена» мы сделали выставку «Камазонки». Название — это соединение КамАЗа (Камский автомобильный завод — так он назывался раньше) и Амазонок. Именно так называли женщин, приезжавших строить новый город и завод: такой романтический образ самостоятельных и смелых девушек. Этот образ кажется мне оправданным, учитывая, что их средний возраст был 23 года. Они приезжали в незнакомое место, закончив школу или училище, вместе жили в женском общежитии. На выставке мы хотим познакомить зрителей как с камазонками, так и вообще с женщинами в истории Набережных Челнов. Это мы делаем с помощью трех проектов, связанных с женщинами и экранным искусством.
Первый проект — это кинофестиваль «Женский мир», который в 90-х организовал Союз кинематографистов, а оплачивал КАМАЗ. Сюда приезжали актрисы, женщины-режиссеры, встречались с горожанами, смотрели фильмы и обсуждали их. Были не только показы фильмов, но и круглые столы, на которых обсуждалось положение женщин. За образом девушек, стремящихся оставить свои имена в истории строительства нового города, стала проявляться реальность того времени — люди приезжали на стройку, потому что нужна была работа, нужно было жилье. Всем этим и заманивали людей. Но в 70-80-х, конечно же, об этом не говорят. И в обсуждениях на этом фестивале говорят, что может женщина бы и хотела уйти с грязного завода, так ее же не выгонишь, потому что другой работы и нет в моногороде.
В это же время в Челнах появилась женская организация «Фемина», которую возглавляла Елена Машкова, социолог КАМАЗа, которая еще в 1989 году провела первое исследование женского труда и быта. К Елене присоединились единомышленницы и стали делать телепрограмму «Камазонки». Сохранились архивы: есть видео, где журналистки опрашивают людей на улице, какой должна быть женщина, как она должна выглядеть. Также они говорили о кризисах, увольнениях женщин с завода, насилии и абортах. Тогда же был придуман межрегиональный фестиваль телепрограмм «Женская тема», он был проведен четыре раза, с 1997 по 2001 год.
Третий проект свежий, 2024 года. В Дебаркадере-30 прошла лаборатория «Долгая, как река», в рамках которой художницы создавали видео-арт. Получились истории челнинок, ищущих себя. Произведения основываются на находках из музейных архивов, эпизодах биографий художниц, наблюдениях за городским пейзажем и рекой. На выставке «Камазонки» можно увидеть работы трех челнинских художниц: Любови Егорычевой, Оксаны Сазоновой и Владиславы Костюченко.
КУДА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СХОДИТЬ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, ПОМИМО ДЕБАРКАДЕРА-30?
Первое, что нужно сделать, — посмотреть на Каму. Стоит смотреть на нее как в новом, так и старом городе, потому что она разная. Второе, что нужно посмотреть, — еще сохранившийся советский модернизм. Я всегда отправляю на Бульвар Энтузиастов: мне нравится как название, характеризующее настроение строительства города, так и расположенные здесь первые жилые комплексы. Здесь жили первые строители города, а на бульваре можно увидеть работы Ильдара Ханова. После я бы пошла в район ГЭС около реки Мелекески, там тоже очень круто гулять и смотреть на архитектурный ансамбль спортивных объектов: скульптура «Регбисты», стадион «Строитель», спортивная школа Яр Чаллы и бассейн «Дельфин».
