MODERN MANNERS: ANNA MIKHEEVA ON FOSTERING MUTUAL SUPPORT IN ART

OPINION

PHOTO: NIKITA BEREZHNOY

23 February, 2022

Modern Manners is a series of articles exploring the inner side of the art scene in Moscow and beyond. We open the series with an opinion piece by Anna Mikheeva, the founder of OBDN. She talks about the importance of supporting each other’s art projects, and overcoming the desire to compete.

Московская арт-тусовка — это, фактически, небольшое и довольно закрытое комьюнити, куда очень сложно попасть со стороны, встроиться с новым видением. Я часто слышу от коллег, как сильно им не хватает внутренней поддержки. Многие молодые проекты появляются и быстро закрываются: со своей стороны мы стараемся поддерживать новые интересные начинания, публикуем вернисажи, берем интервью. Рынок должен формироваться и развиваться, а участников должно становиться все больше, чтобы росла конкуренция, и все стремились работать более качественно и делать крутые проекты.
Признаюсь, что в начале существования нашего проекта, это был большой момент фрустрации. Четыре года назад рынок онлайн-галерей был практически пуст, а мы начали делать красивый проект, собрали вокруг себя много художников. Но нас все время будто не замечали. Понятно, что все друг к другу присматриваются, и это тоже правильный подход — он схож с тем, как я сейчас присматриваюсь к художникам: нужно время понять, что он серьезно настроен и не бросит заниматься искусством через полгода. И тебе в свою очередь, как галеристу, нужно заработать репутацию, подтвердить экспертность и профессионализм. Но внутри это переживается сложно: если бы я в начале получала ту поддержку, что получаю сейчас, все было бы сильно проще, а темп работы нарабатывался бы быстрее.
Меня часто спрашивают, кто наши конкуренты в онлайне — но заранее знают ответ на этот вопрос. Потому что галерей, работающих только с молодым искусством, которые я могу назвать, от силы две или три. Разве мы тогда конкуренты? Рынок слишком маленький, чтобы его делить. Я мечтаю, чтобы таких проектов, которые работали бы с молодыми авторами, было не по пальцам одной руки, а 25, 55. И тогда действительно появится конкуренция, спровоцирует всех работать больше — и художников, и кураторов. А пока это зачаточное состояние рынка: мы словно только учимся жить рядом и общаться друг с другом, каждый участник рынка делает большое и важное дело — приводит новую аудиторию в искусство. И это самое главное.
А игры внутри рынка, бесконечные обсуждения, кто сделал больше, кто какого художника увел — это отнимает очень много сил. Так как участников не так много, мы все знакомы лично или заочно и было бы здорово, если бы все играли в открытую. Конкуренции за аудиторию, кажется, практически нет, а вот хороших художников, как это удивительно, не так уж и много. У нас на сайте есть вкладка «Подборки» — в них мы совместно с разными галереями делаем выборки их художников для нашего сайта. Таким образом, аудитории двух галерей узнают про новых для них авторов, а художники могут найти своего нового зрителя. Это мое видение и маленькие шажки в сторону того, как можно дружить галереями.
Этой осенью я видела, что креативное агентство Setters сделали регату, куда отправились представители многих рекламных и креативных агентств, которые есть на рынке. И как раз в среде рекламы конкуренция есть, и она уж точно безумнее, чем в сфере искусства. И вот все эти представители московских офисов отправились в Черногорию, где на протяжении недели жили вместе на лодках, устраивали дискуссионные столы, лекции и делились опытом. Это история именно про сплочение рынка: ты неизбежно со всеми знакомишься, общаешься, меняешь свое мнение о людях. И у меня есть такая мечта — собрать участников разных частей арт-комьюнити в неформальной обстановке, чтобы все могли на практике убедиться, что каждый из нас — живой и классный. И тогда поддерживать друг друга всем было бы проще. Легче и проектами делиться, и работать вместе, и коллекционерам подбирать работы из дружественных проектов. Сейчас подобную инициативу делает «Гараж» (Слет институций современного искусства), и нам было бы интересно принять участие в этом году.
Может показаться, что эта колонка несколько нравоучительная, но это не так, и в конце мне хотелось бы поделиться своей слабостью. Последний год я анализировала, что мне мешает работать лучше и эффективнее, и поняла, что есть один важный момент — ни с кем не сравнивать ни себя, ни результат своей работы. Когда перестаешь посматривать по сторонам и испытывать сожаление, что все классное происходит где-то еще, и меняешь свою оптику на противоположную, — радуешься общим успехам, — то высвобождается колоссальное количество энергии. Вместо того, чтобы сокрушаться, что не сделал того или иного, я думаю, как круто, что кто-то это реализовал. Кто-то открывает новые пути развития для сферы искусства и делает вдохновляющие проекты, показывает, что все и правда возможно.

OPINION

PHOTO: NIKITA BEREZHNOY

23 February, 2022