The joy and burden of motherhood: what female artists with children face
"There are wonderful artists with kids. And all of these artists are men". This famous quote is attributed to British female artist Tracey Emin, who made a conscious choice to prioritise her art over motherhood, suggesting that it is challenging to be both a mother and an artist simultaneously.
The new article in the "Opinion" section focuses on the challenges faced by mothers who are also artists and discusses the necessary changes that the art world should undergo to better support them.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
В 2017 году художница Мария Годованная и профессорка Европейского университета в Санкт-Петербурге Анна Темкина провели исследование среди российских современных художниц с детьми. Практически для каждой из них материнство сопровождалось «разломом жизненных координат»: им пришлось глубоко погрузиться в новую жизнь (детей и с детьми) и заново искать потерянный баланс между семьей и работой. Художницы сравнивали ситуацию, в которой оказались, с «тюремным заключением», в котором режим ребенка — требования ухода за ним, практики заботы, распорядок питания-сна-занятий — радикально ограничивают их собственные возможности заниматься искусством и оттеняют их привычные потребности. Находясь в таком состоянии, художницы обнаруживают себя в ситуации профессиональной потери: их субъектность как культурных производительниц утрачивается, создавать новые работы, ходить на выставки, презентации проектов, в студии и арт-резиденции становится невозможным, и постепенно они исчезают с радаров кураторов, галеристов и арт-критиков.
Участвовать в культурной жизни художницам становится трудно не только из-за требовательного режима самого ребенка, но и из-за системной дискриминации и предрассудков по отношению к матерям. Потратив годы на карьерный рост и установление хороших отношений с кураторами и галеристами, художницы, забеременев или став родительницами, оказываются отстраненными от работы: им больше не предлагают участие в проектах, ведь они не смогут их выполнить за то же время или могут сменить тематику работ с заявленной на материнскую. Беременность становится поводом для отказа в стипендиях, грантах и резиденциях (в которых художницы, наоборот, лишь сильнее нуждаются с появлением ребенка). Фонды и музеи в этом случае аргументируют отказ тем, что если они дадут грант беременной художнице сейчас, то, родив ребенка, она, вероятно, не сможет отдавать себя проекту полностью (это, в частности, подтверждают культурные работницы и участницы дискуссии Between Production and Reproduction — Career and Motherhood in the Artworld на Art Basel).
Дайана Гравина, основательница проекта Procreate, занимающегося поддержкой матерей в искусстве, уверена, что в профессии, и без того переполненной неравенством, материнство приводит к «потере [к художницам] интереса, непониманию, плодит множество стереотипов и предубеждений, системных проблем и структурных ограничений».
Считается, что художница, ставшая недавно матерью, либо не способна работать, либо рискует вскоре прекратить свою творческую деятельность из-за ребенка, поэтому еще до родов предложения о работе — даже в рамках долгосрочных проектов — начинают иссякать. Такая проблемная практика, способная обнулить карьеру, лишь усиливает страх художниц, планирующих создать семью, и наталкивает на вопрос: «смогу ли я позволить себе ребенка и такой большой перерыв в работе?» Художница Диана Шлиман, работающая с темой материнства, в интервью с Анастасией Хаустовой говорит: «Страх, что меня снова куда-то там откинет, был такой сильный, что я приходила в мастерскую с младенцем, носила его в слинге-переноске, кормила грудью и одновременно писала картины». Риск оказаться на обочине побуждает художниц самоцензурироваться и скрывать свою беременность как можно дольше, чтобы, во-первых, не оказаться в тисках дискриминирующих систем и, во-вторых, избежать навязывания идентичности «художница-мать». По словам авторки книги How Not to Exclude Artist Mothers (And Other Parents) Хетти Джуды, речь в таких случаях идет о сочетании существующих предрассудков, табуировании материнства и сложностях в коммуникации.
При этом художницы — как в России, так и других странах — зачастую отмечают, что трудности материнства и опыт тесного взаимодействия с детьми способны открыть новые темы в их творчестве и расширить применяемыми ими ранее подходы в искусстве. Например, для художницы Маши Данцис опыт общения с сыном стал тематической линзой, применяя которую она изучала сущность цифровых технологий и видеоигр. А Диана Шлиман, став матерью, смогла иначе взглянуть на женскую телесность и феминистский дискурс, в особенности актуальный в среде современного искусства: «Материнство, конечно, отбрасывает нас на эту социальную обочину, но при этом дарит большой чувственный опыт, его сложно получить каким-либо иным путем. Оно поднимает множество вопросов вокруг женского тела и всех его аспектов. Со многим из того же феминистского дискурса я не могла согласиться, многое мне стало казаться странным. Я чувствовала, что что-то устроено и работает не так, как должно, ограничения и социальные ожидания довлели, а моему телу, моей женской самости не хватало воздуха, хотелось расширить пространство. Женское тело во всех его аспектах — материнстве, деторождении, сексуальности — очень уязвимо и может стать как тюрьмой, так и источником свободы».
Художницу Никки Малуф материнство сделало более целеустремленной: оно «не изменило мою личность и не умерило мои амбиции, а только укрепило их. Хотя, конечно, оно и создало логистические препятствия, которые нужно было преодолевать, материнство сделало меня более эффективной и мотивированной». Необходимость в повышенной мотивации обосновывается и тем, что в художественной среде практически отсутствует материальная поддержка матерей, более привычная в корпоративной сфере — декретные выплаты. С одной стороны, причины кажутся очевидными — художницы редко работают на одноименных должностях в качестве полноценных работниц, а с другой — кажется, что так быть не должно. Хотелось бы, чтобы музеи и галереи поддерживали художниц, и без того находящихся в прекарном положении, в ситуациях, когда риск лишиться доходов и рабочей мастерской в связи с материнством только возрастает.
Тем не менее, в России уже было реализовано несколько едва заметных, но положительных инициатив, направленных на поддержку матерей-художниц. Например, творческое пространство «0+» в Санкт-Петербурге с 2016 года создает серию выставок современного искусства вместе художницами и их детьми. В 2018 году, совместно с объединением художников «Север-7», «0+» организовали Первую «7-ую независимую ярмарку современного искусства» в пространстве Порта Севкабель. Ярмарка объединила около 100 художников, целью которых было создать альтернативу «сухому коммерческому галерейному формату» и максимально вовлечь зрителей всех возрастов. На ярмарке в том числе был организован павильон, где выставлялись и продавались работы, созданные детьми, под лозунгом «Покупайте детское искусство! Все [деньги] — детям!»
Другой пример: в 2021 году выставочное пространство галереи «Пересветов переулок» в Москве превратилось по задумке художницы Яны Малышевой-Джонс в арт-резиденцию для художниц с детьми. Один зал галереи служил в качестве мастерской, второй — в качестве общей детской комнаты, работающей по принципу взаимопомощи участниц. Посетители могли вживую наблюдать за тем, как художницы работают и ухаживают за детьми прямо в пространстве галереи. На создание подобной резиденции Яну Малышеву-Джонс вдохновил перфоманс Mon fils («Мой сын») Леа Люблин. В 1968 году художница аргентино-французского происхождения превратила выставочное пространство Музея современного искусства Парижа в детскую комнату, где на виду у всех посетителей ухаживала за своим семимесячным сыном.
Также около 13 российских художниц принимают участие в инициативе An Artist Residency in Motherhood. Это сеть самоуправляемых арт-резиденций, участие в которых не требует дополнительных трат или даже подачи заявки, потому что они могут быть организованы в любом месте, где работает художница — в том числе у нее дома. Идея такой резиденции заключается в том, чтобы дать художницам статус действующих работниц даже в ситуациях, когда они вынуждены оставаться дома и ухаживать за детьми. Родительство, по словам основательницы программы Ленки Клейтон, — это материал и место для творчества, а не препятствие или пропуск в карьере художниц.
Помимо этого, за последний год в России состоялось как минимум три персональных проекта, посвященных материнству: «Глубже» Дианы Шлиман в галерее «Бомба», «Мама» Ксении Воскобойниковой в другой московской галерее — На Песчаной — и The Motherboard Маши Данцис в петербургской галерее masters digital. Все три выставки так или иначе затрагивают тему родов и материнства, анализируют паттерны воспитания и взросления.
Все вышеперечисленные примеры арт-резиденций и выставок — небольшие, но важные шажочки на пути к видимости разнообразного материнского опыта в российской художественной среде, все еще остро нуждающейся в переменах в сторону большей инклюзивности и взаимоподдержки.