Six emotions: body in art and life. Anastasia Kamenskaya on accepting oneself and vulnerability in one’s “flaws”
We are publishing the essay by Anastasia Kamenskaya, the publicist and “RBK Style” editor-in-chief, written exclusively for our magazine in support of this month’s theme of a human body in art and everyday life. The essay shares the insights on how the body is depicted in art, along with the research of how the way we treat our bodies changes with aging, and why every single one of us is vulnerable in our “flaws”.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Лето. Мне 13. Я сижу дома, ем по два мороженых в день, а больше, кажется, ничего, и целыми днями смотрю по MTV клипы Pussycat Dolls, в которых каждое движение девушек с натренированными телами вызывает восхищение. Я же ничего не знаю о косметике, романтике и прогулках под луной. На даче мальчики учили девочек целоваться, я все упустила, да мне и не предлагали. Наверное, переживаю, но расстраиваюсь не сильно. Иду и беру из морозилки второй пломбир в стаканчике, прибавляю громкость, дергаю ногой в такт. С того лета на память осталась фотография: я стою у воды в купальнике и с арбузной коркой на голове. Веселая, с очевидными надеждами на будущее и поцелуи в глазах, но также и с некоторым количеством отложившихся вафельных стаканчиков на боках.
Мне 30. Я смотрю на этот кадр, а потом на свои бока и задумываюсь, что чувствовала по отношению к своему телу тогда, а что — сейчас. Радость, отвращение, страх, злость, грусть, удивление — вот список эмоций, каждую из которых я испытывала относительно собственного или чужого тела совсем не раз. Когда оно выглядит так, как я мечтаю, я радуюсь, когда нет — печалюсь. Удивлялась и продолжаю удивляться, ведь оно умеет удивлять, но и злюсь тоже, когда тело не спешит откликаться на желания головы (кстати, спасибо ему за это, ведь ему знать лучше). И, конечно, боюсь, что оно будет меняться, но совсем не туда и не так, как мне бы хотелось. Есть основания полагать, что в своих чувствах я не одинока. Да и культура вторит жизни, ведь творят ее люди совсем не бестелесные.
Тело в искусстве — тема широкая, не чуждая ни идеализации, ни демонизации. С течением веков и эпох тела на полотнах и в скульптурах обнажались и закрывались, разбивались на геометрические фигуры и отображались с анатомической точностью, были пышны или измождены модой на тонкие талии. Тело констатировало, возбуждало, возмущало, становилось причиной восторгов или недовольств. Многие из нас, взрослея, рассматривали в музее тела далеко не из одного только интереса к искусству. Любопытство, восторг от взгляда на что-то запретное, а потому особенно сладкое — эти ощущения, как правило, забыть сложно, а ставшее их источником произведение впечатывается в память навсегда, как близки к искусству или далеки от него мы бы ни были. То же — и в литературе. Анна Каренина, к примеру, несла полноватое свое тело удивительно легко, на это Лев Толстой обращает внимание столь же пристальное, как на ее блестевшие даже в темноте глаза, непослушные завитки кудрей или миниатюрные кисти рук. Без этой походки не было бы той Анны, которая в воображении каждого из нас обретает свои особые воплощения. То притяжение, которое рисуют слова Толстого, пронизывает бумагу, оно легко осязаемо, оно, в том числе, и глубоко телесно.
Столь же телесны и цветы Роберта Мэпплторпа: грациозные, сексуальные, демонстрирующие свою дистанцию или ее отсутствие — такие же разные и обладающие противоположными порой характерами, как люди. На этих снимках нет обнаженных тел в буквальном их смысле, но в иносказательном — сполна. В обнаженности проявляется одновременно и сила, и уязвимость. О последнем многое могут рассказать пластилиновые скульптуры художницы Татьяны Бродач. То закрывшиеся от окружившего их мира, то, напротив, чувствующие полную с ним сопричастность, они живут своей жизнью: любят, грустят, загорают на солнце, бездельничают в летний полдень. Им не за чем скрыться, ведь в одежде мы часто видим способ отстраниться и спрятаться, а у этих героев никакой одежды нет, если обнажаться, то до конца. Рука в руке, тело на теле, а, может, полное одиночество и попытка спрятаться от действительности, свернувшись в клубок: в искусстве, так же, как и в жизни, бывает по-разному. Сегодня мы можем быть одними, завтра — иными, в своих собственных руках мы тоже порой как пластилин.
Часто мы так стараемся скрыть свои мнимые изъяны и подчеркнуть достоинства, что забываем о том, что другой может быть так же уязвим, как и мы сами. Нам кажется, что наши «недостатки» заметны всем, мы склонны их преувеличивать, иногда даже оказываясь заложниками собственных переживаний. И я пишу «мы», но говорить, конечно, должна про себя, не пряча это свое частное за общим. И вот я прихожу на тренировку, где учат гибкости и растяжке, а девушки умеют разное, как в тех самых клипах Pussycat Dolls. Чувствую себя героиней какой-нибудь американской комедии излета 2000-х, с таким сюжетом, где в зал в середине занятия, когда ты корчишься в муках, обязательно заходит бывшая подруга твоего друга, которая, конечно, спортсменка. Ну а у тебя несколько лишних складок на животе, а где-то в них чувство юмора затерялось. Уязвимо, но смешно. В попытке дотянуть свою руку до противоположной ноги задумываюсь, что судить о нас должны не только наши тела, но и дела тоже, и тут же вспоминаю, что уже почти два десятка лет обхожу стороной вафельные стаканчики. Ничего личного, просто люблю теперь другое мороженое.