«"Типография" для меня – это синоним свободы». Художники, кураторы и друзья вспоминают о ЦСИ
Автор: Лобачева Анастасия
Фотографии: предоставлены героями материала, сайт и инстаграм ЦСИ «Типография»
30 May, 2022
Этот материал в рубрике «Новый мир: как жить?» посвящен Центру современного искусства «Типография». 7 мая он был объявлен иноагентом, а 14 мая — Центр объявил о закрытии своего пространства в Краснодаре. После этой новости социальные сети разорвались реакциями и репостами. Мы спросили наших друзей и коллег об опыте сотрудничества с «Типографией» и получили теплые комментарии в поддержку ЦСИ.
Делимся архивными фотографиями, воспоминаниями о том, как проходило знакомство с Центром, надеждами на лучшее будущее и рассуждениями о том, что с закрытием здания «Типографии» теряет российское современное искусство.
ЮЛИЯ ШАФАРОСТОВА, ХУДОЖНИЦА
Благодаря ЦСИ «Типография» я узнала, что такое современное искусство, и познакомилась с тем, что делается сейчас в современной культуре. Я была графическим дизайнером и в какой-то момент развития своей деятельности решила заняться фотографией. Лет семь-восемь назад меня пригласили в фотошколу, которую вел Эльдар Ганеев, член группировки «ЗИП», а занятия проводились в «Типографии». Именно здесь я узнала, что делается сейчас в искусстве. Для меня это были новые знания, потому что до сих пор преподаватели не рассказывали, что происходило в искусстве за последние двадцать-тридцать лет.
Позже я поступила в Краснодарский институт современного искусства, КИСИ. Это самопровозглашённый институт, организованный группировкой «ЗИП», который находится в ЦСИ. Так я начала постоянно посещать центр, позже стала самостоятельным художником и уже участвовала в этих стенах в выставках.
Если «Типография» закроется, то Краснодар потеряет очень много, потому что в городе больше никто не занимается так обширно современным искусством и не исследует так последовательно современную повестку. Да, конечно, еще есть несколько галерей, которые ведут деятельность в арт-сфере, но, к сожалению, у них нет такого большого помещения и ресурсов. «Типография» занималась привозом новых авторов, организовывала лаборатории, показывала фильмы на фестивалях и многое-многое другое. Без этого центра в городе исчезнет огромный срез современной культуры.
ЮЛИЯ АБЗАЛТДИНОВА, ХУДОЖНИЦА
В рамках выставки, которая проходила в ЦСИ «Типография» — «Искусство быть: пространство заботы» — я создавала аудиовизуальную инсталляцию «Показать то, что нельзя увидеть ». Это был инклюзивный проект, и я очень благодарна кураторам и особенно Елене Ищенко за то, что моя работа прошла отбор в опен-колле.
Когда я приехала в Краснодар для подготовки к выставке, то была удивлена, как куратор может органично, гармонично и абсолютно на равных взаимодействовать с художником. Елена, ребята из группировки «ЗИП» и все работники ЦСИ помогали мне с монтажом, логистикой, техническими советами, закупкой материалов. Более того, «Типография» нашла мне жилье на время подготовки проекта, познакомила с местными художниками и локальным контекстом, помогала в сотрудничестве с «Обществом слепых», с которыми я создавала свою инклюзивную инсталляцию. Кстати, это был мой самый первый опыт в такого рода проекте, и я отметила, как легко и спокойно со мной общались кураторка Елена и художники «ЗИП», у которых большой опыт в создании инклюзивных работ. К сожалению, в Петербурге и уж тем более в Москве гораздо больше пафоса и бюрократии.
Кроме того, ребята приглашали меня в гости, у нас завязались дружеские отношения, и это прекрасно способствовало благоприятной психологической и эмоциональной атмосфере. Мне было удивительно, что, оказывается, так можно!
Если «Типографии» не будет, то российское искусство потеряет центр современного искусства, который для меня является эталонным среди самоорганизованных систем. Просто исчезнет классный пример нативной организации, на который могли бы равняться другие. Также исчезнет важная точка современного искусства вообще. Художники, которые были обучены в КИСИ, показывают свое искусство по всей стране и по всему миру. Многие из них стали самородками именно в локальном контексте, не выезжая на обучение в Москву или Санкт-Петербург.
«Типография» — это важная связующая площадка для диалога и дискуссий между локальными и приезжими художниками, кураторами, коллекционерами, зрителями. Если ее не станет, то не будет этого пространства для выставок, лекций, показов фильмов и вообще взаимодействия.
Конечно же, вместе с исчезновением ЦСИ не станет и огромного потенциала для развития таких профессионалов, как Елена Ищенко, группировка «ЗИП» и в целом вся команда «Типографии». Потеряется поколение новых художников, которые могли быть впервые представлены в этом центре, открыты или обучены в КИСИ. Напрямую пострадает сфера образования в Краснодарском крае и в России. И конечно же, не будет возможности диалога с другими сообществами и бизнесом. Когда мы готовили нашу инклюзивную выставку «Искусство быть: пространство заботы», для куратора Елены было очень важно взаимодействовать с местным «Обществом слепых». К сожалению, настроить такой диалог без ЦСИ «Типография» будет практически невозможно.
ТАМАРА ШИПИЦИНА, ХУДОЖНИЦА
Я сотрудничала с «Типографией» в рамках организации коллективной выставки «Ты меня найдешь» в 2021 году, на которой был выставлен мой проект «Окрестности», инсталляция Игоря Самолета и работы Юлии Шафоростовой. Это было лучшее сотрудничество за все время моей творческой деятельности. Меня поразило, как профессионально работает команда центра, без каких-либо драм (которые постоянно происходят на почве личностных конфликтов, обычно это спутник любой выставки), четко и в срок. Я не смогла присутствовать на монтаже из-за болезни, но группировка «ЗИП» отлично справилась с моими не самыми простыми инсталляциями. В рамках выставки был организован artist talk, у которого был спонсор, и это помогло перекрыть часть затрат на мой приезд. К выставке был записан трогательный аудиогид, а также работали медиаторы, которые потом поделились со мной тем, как люди воспринимают мои работы. Их теплые отзывы вселили в меня уверенность, что моя работа создана не зря. Благодаря нашей выставке я осознала ценность своей практики.
У центра есть патроны, интересующиеся современным искусством, и поэтому были проданы несколько моих работ — это окупило мои затраты на прошедшую перед этим выставку в Москве. Более того, чувствуется, что центр очень много работает со своим зрителем. Посетители умеют воспринимать современное искусство и объединяются в сообщества. После экскурсии ко мне подошли несколько зрительниц и сказали, что хотят научиться технике, в которой я работаю. В итоге я еще раз приехала в «Типографию» на мастер-класс. Центр безвозмездно предоставил свою площадку, и мы провели прекрасный день, печатая графические работы в технике бумажной литографии.
В моем родном городе Волгограде у нас нет подобных мест, поэтому мне было по-хорошему завидно смотреть на жизнь ЦСИ, с его открытыми и всегда доступными площадками: холл, библиотека, красивый зал, где показывают авторское кино. Довольно тяжело существовать в городе, где нет пригодных площадок для твоей деятельности. Нам приходится проводить дорогостоящие фестивали в заброшенных зданиях, для которых нужно искать особое финансирование и куда приходит неподготовленный зритель, привыкший только к Шишкину и Машкову. Это приводит к мельчанию форматов, отъезду самых активных в столицу, разбиванию на недружественные и закрытые коллективы, которые вечно воюют и не знают, что делает другой художник. Зритель же по сотому разу ходит на великие русские шедевры или смотрит открыточные виды, потому что работать с государственными учреждениями крайне сложно, а коммерческие места не готовы показывать что-то, что может критически подойти к действительности.
Но современное искусство нужно зрителю, так как только оно говорит о сегодняшнем дне, рефлексирует и задает вопросы о целях, ориентирах и сущности жизни. Посмотрев на сто красивых натюрмортов членов союза художников, не создать программу, конкурирующую с американской, и не запустить новую ракету на Луну: для этого нужен особый внутренний мир, который формирует сложное и непонятное современное искусство. И проводником этого искусства является «Типография» — место силы, знания и свободы. Если Краснодар все еще хочет бороться за звание второй столицы, то это точка на карте, которую нужно беречь.
ДАША ТРОФИМОВА, ХУДОЖНИЦА
К сожалению, я не работала с «Типографией» в качестве художницы. Но они всегда были для меня примером того, как должна работать самоорганизация, и, пожалуй, большой опорой для моего знания, что если сильно чего-то захотеть и найти единомышленников, то все получится. И деньги найдутся, и место. С таким примером перед глазами мы с друзьями сделали два сезона мастерской проектной фотографии на летней школе.
«Типография» — это не просто выставочная площадка. Это место силы для многих молодых людей в Краснодаре. Место силы с библиотекой, кинозалом и школой современного искусства, где люди обучались совершенно бесплатно. Я до личного знакомства с группировкой «ЗИП» и Леной Ищенко знала минимум пятерых ребят, которые начали заниматься современным искусством благодаря ЦСИ. Сейчас это вполне успешные художники. Центр давал ту небольшую надежду и чувство, что искусство не централизовано в России, что возможности есть и за пределами Москвы. Там проходили выставки, которым можно было позавидовать, живя в городе с кучей различных музеев и галерей.
АЛИНА ПОЛЕЖАЕВА, ВЫПУСКНИЦА BRITISH SCHOOL OF ART & DESIGN, ЗАНИМАЕТСЯ ПРОЕКТОМ OUT OF, ФРИЛАНСЕР В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ
«Типография» в 2012-м была для меня местом, куда я приводила удивлять друзей. Я организовывала там свои первые съемки, когда только увлеклась фотографией. Пространство было общественным и пустынным (всегда рассчитывала время, чтобы минимизировать столкновения с посетителями и не мешать им). И ценители вспомнят, как было круто до того, как замуровали окна. Они, конечно, сокращали выставочное пространство, но делали все воздушным.
И вплоть до моего переезда в 2017-м это было особое, мое, понятное место. Первая локация «Типографии» очень знаковая, было смешное соседство с боксерским клубом и одним из самых фэнси ресторанов города. А напротив — важный для города проект «Ангарт» от «Рич Гетто»!
Но тогда я как-то вожделела команду на расстоянии, не знакомилась с ребятами лично и с неприличным восторгом (а он до сих пор у меня такой) наблюдала за ними, если где-то замечала на краснодарских улицах.
Дружба началась, когда ребята переехали в новое пространство в 2019-м. Я была поражена, как же они решительно и геройски решили проблему с арендой прошлого места — оперативно нашли новое, которое может вместить в себя все, о чем они мечтали! И пространство для хранения картин, и библиотеку, и коворкинг, и технические помещения, и мастерскую группировки «ЗИП», и буфет, и зону раздельного сбора мусора, и даже свободный спот, который можно было бы сдавать классным проектам в аренду.
Когда бахнул ковид, я тайно приезжала к ребятам, они геройски держались! Получилось даже быть полезной по рабочим штукам.
И вот теперь иноагентство… Хочу ли я представить Краснодар без «Типографии»? Нет. Хочу ли я даже задуматься о том, что проекта не будет? Нет. Верю ли я, что не будет продолжения? Нет.
«Типография» — это больше чем центр современного искусства. «Типография» — это то, из-за чего вообще Краснодар попал на карту мира искусства. «Типография» — это одна из причин гордиться своей кубанскостью.
НАДЯ ШЕРЕМЕТОВА, КУРАТОР И ДИРЕКТОР ФОТОДЕПАРТАМЕНТА
О закрытии ЦСИ «Типография» нужно не сокрушаться, а нужно помнить, что они делали и что умеют, могут и в лучшие времена будут продолжать делать. Всем, кто был гостем, участником их событий, другом, коллегой, зрителем и покупателем, нужно помнить и держать внутри себя образ места, способного нести современное искусство открыто любой аудитории. Образ места, ради которого поездка в отдельно взятый город будет наполненной, даст важную интеллектуальную и эмоциональную подпитку, подарит радость не пустого пребывания в пространстве с людьми, которые построят мосты к искусству, а через искусство — к осознанию процессов, происходящих в повседневной и общественной жизни. Такие места-заряды нужны в каждом городе, именно через них расширяется карта страны, в которой происходит культурная жизнь, направленная на людей. От этого исчезновение подобных центров отзывается еще больнее в сердцах коллег и друзей и бьет по культурному будущему страны.
Для «ФотоДепартамента» «Типография», как независимая и выстроенная коллективом единомышленников институция, была и остается примером силы желания менять территорию вокруг себя и сознание через себя, через свои представления о ценностном и чуждом. В «Типографии» не боялись соединять в одном пространстве живопись, инсталляции, активизм, бранчи, фотокниги, лекции и даже вог-балы, превращая их в практики искусства. Безмерно уважаем и любим за эту коллективную силу и внутреннюю свободу, которая передается другим, распространяется и потом живет во всех, кто соприкоснулся с проектами центра. Как культурные предприниматели мы также представляем, сколько усилий, смелости и средств нужно для того, чтобы продумать, построить, держать рабочей и развивать инфраструктуру вокруг событий, выставок и проектов современного искусства — не предмета первой необходимости в глазах горожанина. Этот импульс упорства и заинтересованности в развитии среды вокруг себя нам всем нужно перенять и сберечь для перезапуска будущего на новых основаниях.
Но последний пост «Типографии» с решением закрыть центр затрагивает еще несколько важных перспектив культурного пространства, в котором оказывается страна сейчас. Это культурный дефицит в условиях закрытых границ, отмены сотрудничества и коммуникаций с российскими художниками в разных точках мира и разных форматах, прекращение поставок альбомов, переводов книг, привозных выставок в Россию и другие примеры расширения культурного вакуума. Уже сейчас, в самом начале этих процессов, креативная и культурная среда должна задуматься о действиях, которые можно сделать вместе или может провести каждый из ее участников на своем уровне международных коммуникаций, чтобы предотвратить или хотя бы замедлить культурную замкнутость страны на самой себе.
И следствием закрытия институций или сокращения возможностей и ресурсов продолжать свою деятельность встает вопрос выживания художников внутри страны, для многих из которых институциональная постоянная работа или проектное сотрудничество были способом заработка или хотя бы периодической финансовой поддержки. Никто из нас, кто формирует ландшафт искусства в России, не предполагал, что мы будем жить в стране, где культура окажется одним из врагов государства, но в этих условиях возможной общей целью становится не отдать на откуп обстоятельствам важную для формирования независимого коллективного сознания область жизни — современное искусство. Не дать ей исчезнуть из картины мира целого общества.
МАЯНА НАСЫБУЛЛОВА, ХУДОЖНИЦА
ЦСИ «Типография» для меня — это синоним свободы. За все это время команда центра построила иной тип отношений со зрителями, художниками и друг другом: гуманистический, инклюзивный и полностью прозрачный.
Я позволю себе немного уйти в ностальгию. У меня совершенно трепетное отношение к «Типографии» и группировке «ЗИП». Я познакомилась с Васей, Степой и Леной Ищенко в Красноярске в 2016 году. Это была летняя школа современного искусства в музее «Площадь Мира». И та неделя была не только наикрутейшая, но и еще в каком-то смысле определяющая для меня. Когда я вернулась оттуда, то сразу уволилась с работы. В той школе я встретила людей, ставших мне друзьями на всю жизнь. С каждым из них потом мы делали разные совместные проекты. И у меня даже есть памятная татуировка про то время. Подобные татуировки есть у Степы, Лены и Оксаны Будулак. Их придумала Лена на афтепати после открытия выставки на кухне Саши Каленской.
После этого мы редко пересекались в Москве. И когда в 2019 году Лена позвала меня принять участие в выставке «Чистый звук глиняной свистульки», я была так рада и счастлива! Тогда я познакомилась с Марианной Кручински. После той выставки стала иногда просто заезжать в гости. Подружилась с Мишей Куриловым.
Наверное, это не совсем та форма, которая нужна для комментария в статье, но я просто не могу отделять «Типографию» от людей, работающих и тусующихся там. Именно они большим и малым трудом создали среду, где одновременно существуют дружба, профессионализм и критическое мышление. Сопоставимых ЦСИ в России я не знаю, думаю, их пока нет. Но верю, что у всякой самоорганизации есть потенциал стать центром современного искусства, музеем или парком. Даже в ситуации, когда силы зла в лице государства и его адептов пытаются разрушать все хорошее ради всего плохого, я убеждена: работа, проделанная «Типографией» (даже если проекта больше не будет), не пройдет бесследно и обязательно прорастет прекрасным садом.
ЛИЛИТ МАТЕВОСЯН, ХУДОЖНИЦА
Для меня «Типография» — это в первую очередь люди, мои друзья и коллеги. Благодаря учебе в КИСИ (Краснодарский институт современного искусства) мы в 2020 году создали самоорганизацию в Сочи. Нас вдохновил опыт команды «Типографии», и все это время мы чувствуем большую поддержку от них. Выставки и лаборатории, которые проходили в ЦСИ, были для нас важным опытом, сменой оптики для понимания современного искусства. Если вы хоть раз бывали на открытиях или медиациях в «Типографии», вам точно не нужно рассказывать про то, как их деятельность была важна для края и людей, которые живут в Краснодаре, для всей культуры нашей страны.
«Типография» — это не только место, для которого нужно арендовать площадку. Мне хочется верить, что деятельность не заканчивается, она трансформируется и приобретет новые формы. Нам всем будет не хватать ЦСИ на Зиповской. Очень не хватать! Но вместе мы можем построить это еще раз.
ЕЛЕНА ИЩЕНКО, КУРАТОРКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
(Публикуем ответы без редактуры и правок)
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, «ТИПОГРАФИЯ» ВЛИЯЛА НА СФЕРУ РОССИЙСКОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И НА ЛОКАЛЬНУЮ СРЕДУ?
Мне хочется верить, что «Типография», помимо создания какой-то среды для самых разных художественных практик, была еще и такой институцией, которая показывала, что все можно организовать по-другому, что мы можем жить в другом мире, если будем не просто о нем мечтать или читать, а будем практиковать его каждый день.
ЕСТЬ ЛИ ЦИФРЫ, СКОЛЬКО ЗА ЭТО ВРЕМЯ БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО ПРОЕКТОВ «ТИПОГРАФИЕЙ»?
«Типографии» в этом году исполняется 10 лет, и за это время в ней прошло больше 100 выставок. Выставки — это то, что можно посчитать, но в последнее время мы все больше говорили о том, чтобы двигаться к другим форматам, более резонирующим с происходящим.
СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК РАБОТАЕТ В КОМАНДЕ ЦСИ?
Не могу сказать.
СТАЛО ЛИ ДЛЯ ВАС НОВОСТЬЮ РЕШЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ «ТИПОГРАФИИ» ИНОАГЕНТОМ?
Да, мы сами узнали об этом из новостей. Никаких писем и извещений мы не получили до сих пор.
КАКИЕ ПЛАНЫ У «ТИПОГРАФИИ» СЕЙЧАС?
Планы пока непубличные и, кажется, в этом может быть вектор, который позволит нам продолжить работу.
Автор: Лобачева Анастасия
Фотографии: предоставлены героями материала, сайт и инстаграм ЦСИ «Типография»
30 May, 2022