MOSCOW ART SCENE BOOMING DESPITE PANDEMIC
10 September, 2020
The world is drowning in isolation, but Moscow’s art life is booming against all odds. Artist and musician Yana Sidorkina reviews the hot openings of September, and gives us a bird’s eye view on the state of things in Russian art as it responds to the hot topics of colonialism, cyberbullying and the the #metoo movement.
В кои-то веки российский арт-мир впереди планеты всей. Во всем мире из-за ограничений отменены практически все ярмарки, биеннале и другие события. Выставки под замком, работники галерей делают и выкладывают в инстаграме достаточно грустные мемы на тему '2019 и 2020'. Россия – щедрая душа; в один день открывается 2-я Триеннале российского современного искусства, биеннале молодого искусства и новая ярмарка-сателлит Cosmoscow под названием blazar. Один день передышки, и вот уже открытие самой Cosmoscow. И все это на шлейфе неутихающего аналога #metoo в сфере искусства – дискуссии по поводу выставки 'Немосква не за горами' в петербургском Манеже.
Нам открылись бездны вечного сопротивления художников и институций и, похоже, это только начало. Дискуссия эта сопряжена также с проблемой колониализма, которая, казалось бы, раньше не затрагивала Россию, а являлась нам в виде отголосков с Запада. Некоторые наши художники давно делают свои карьеры, откровенно выезжая лишь на теме своего происхождения. Теперь этот прием подхватывают и критики, борющиеся с 'олигархическими московскими институциями'. И новая этика иногда срабатывает. Возьмем 2-ю Триеннале российского искусства в 'Гараже'. В первом выпуске выставка была собрана благодаря труду десяти кураторов – они объездили всю Россию в поиске региональных художников (тут идет явная перекличка с поездом 'Немосква' и их кураторами). Слоганом той Триеннале была фраза 'Страна, которую вы не видели', будто бы прямо говорящий: 'Вы, москвичи, сидите тут, вот, посмотрите, мы тут нашли вам искусства из далеких мест, наслаждайтесь'. В этом году нет слогана, лишь название: 'Красивая ночь всех людей' – как будто кричащее о равенстве и братстве художников. Более того, кураторы принципиально отказались от указывания городов, откуда происходят художники, заставляя зрителей созерцать непосредственно искусство, безо всякой призмы региональности и провинциальности. Есть также важный аспект: у этой Триеннале по сути и нет кураторов. Выбор художников лег на плечи участников прошлой выставки, таким образом все чаще и чаще срабатывает идея самоорганизации художественного сообщества.
Еще один примечательный пример последних дней, связанный с темой колониализма – травля или, как сейчас говорят, кибербуллинг, обращенный в сторону художника Алексея Каллимы. В понедельник закончилась выставка 'Поколение XXI', посвященная дару работ из коллекции Фонда Смирнова и Сорокина Третьяковской Галерее. Среди них была и работа Алексея, вот ее описание: 'Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере'. Алексей – уроженец города Грозный. Русских современных художников родом из Чечни не так много, среди них есть также художница Анна Ротаенко. Эти люди – свидетели войны, свидетели уничтожения их родины, их дни и ночи проходили под звуки бомбежек, под страхом смерти. Естественно, все это отпечаталось в их творчестве. И тут внезапно различные 'патриотические' телеграм-каналы, нередко финансируемые нашей верхушкой, начинают возмущаться изображением боевиков и террористов в одном из главных музеев России. Все это похоже на скандал с выставкой 'Осторожно, Религия', когда кураторов осудили по уголовной статье непосредственно за искусство, которое они выставляли.
И это все говорит нам об одном: сколько триеннале и биеннале не делай, общество до сих не готово и не способно к восприятию современного искусства. Но давайте все равно верить и надеяться на наше светлое будущее.
мнение авторов данной рубрики может не совпадать с мнением редакции, но мы всегда открыты диалогу и поиску общих точек соприкосновения
10 September, 2020