ACCESSIBLE MUSEUMS: DEPARTMENT OF INTERDISCIPLINARY PROJECTS, PUSHKIN MUSEUM
Making art institutions inclusive and universally accessible has been a challenge for Moscow for a long time. The interdisciplinary team of Pushkin Museum shared with us their experience of starting projects around inclusivity and their vision of the perfect world of the future.
ОТДЕЛ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ ПОЯВИЛСЯ В МУЗЕЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД — КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО?
ЕВГЕНИЯ: Это направление в музее возникло сначала в формате группы энтузиастов, представителей разных отделов музея. Для всех этих людей тема доступности и инклюзии была волонтерской деятельностью в довесок к основной работе. В 2018-м году фонд Александра Светакова «Абсолют-Помощь» решил поддержать наше тогда еще довольно робкое направление и взял на себя зарплаты сотрудников и поддержку программ. Это позволило сформировать соответствующий отдел в ГМИИ и сделать его работу системной частью жизни музея. Сейчас к студиям Пушкинского может присоединиться любой ребенок или подросток из других городов — есть доступные программы онлайн.
ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ ВАШ ОТДЕЛ? КАК БЫ ВЫ САМИ ЭТО ОПИСАЛИ?
ЕВГЕНИЯ: Аудитория культуры настолько расширилась, что музеи учатся ориентироваться на разнообразных посетителей. Наш отдел отвечает за программу «Доступный музей»: ее цель сделать музей удобным для людей с инвалидностью. Мы также занимаемся другими проектами и исследованиями, которые лежат в сфере социальных изменений и устойчивости. Мы делаем эксперименты в области социального театра, танца и перформанса, включаем разных специалистов в разговор об инклюзии и разнообразии, а также работаем над универсальностью пространства будущего музейного квартала.
КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ОТДЕЛОМ?
СЕРГЕЙ: Помимо подготовки инклюзивных программ и проектов, куда входят мероприятия на русском жестовом языке, создание тифлокомментариев (Тифлокомментирование — это техника описания предметов и явлений для незрячих и слабовидящих людей. — прим. ред.), организации безбарьерной среды и других вещей, которые ошибочно соотносят с инклюзией в плане только инвалидности, в наши обязанности входит также взаимодействие с локальными сообществами и работа с мигрантами. А ещё мы начали развивать для себя новые территории: готовим издательские проекты, видеопроекты (например, серия документальных фильмов «Великие коллекционеры» и детский проект «Художник на каникулах»), активнее участвуем в выставочных проектах и начали целенаправленно думать об экологии.
РАССКАЖИТЕ О ФЕСТИВАЛЕ «КАРТА УЯЗВИМОСТИ».
СЕРГЕЙ: «Карта уязвимости» — это аллегория некоего маршрута, на котором представлены проблемные точки роста и развития культуры и общества. Такое же название имеет и V Международный инклюзивный фестиваль Пушкинского музея, так как затронутые в нем темы отражают именно эту идею. А кураторами фестиваля выступили Женя Киселева и Егор Рогалев. Пушкинский музей с недавнего времени располагает филиалами в шести российских городах, и именно фестиваль стал первым крупным проектом, который объединил все эти площадки — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Томске, Калининграде и Владикавказе.
У каждого филиала были свои инклюзивные проекты, и нам было важно не только узнать о них внутри музея и понять, что мы имеем ряд единомышленников, но и рассказать об этих проектах как можно большему количеству людей. Для этого мы подготовили специальное издание — зин, который называется также, как и фестиваль «Карта Уязвимости». Там мы рассказали про самые значимые инклюзивные проекты всех институций Пушкинского музея, не забыв упомянуть дружественные работы, которые были представлены в рамках предыдущих инклюзивных фестивалей.
Нам очень приятно, что за время существования фестиваля нас поддерживали музеи и независимые исследователи из Великобритании, Нидерландов, Японии, Португалии, Швейцарии, США, Финляндии, Ирландии, Израиля, Венгрии и многих других стран, а в этом году нас активно поддерживали Посольства Италии, Австрии и Германии.
В рамках фестиваля Волго-Вятский филиал («Арсенал» в Нижнем Новгороде) запустил флешмоб «Вижу в Арсенале» и провел мастерскую «Тифлокомментарий — это поэзия», где абсолютно любой человек не только узнавал о практике тифлокомментирования произведений искусства, но и сам мог попробовать создать свой комментарий. А Сибирский филиал в Томске организовал выставку работ Анастасии Блиновой «Недоступный город», посвященную жизни человека на инвалидной коляске в малодоступной (а иногда и вовсе недоступной) городской среде.
ЗАДЕЙСТВУЕТЕ ЛИ ВЫ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МУЗЕИ?
АЛЕКСЕЙ: К участию в фестивале приглашаются специалисты музейного дела из всех городов России. При этом, кто-то приезжает на фестиваль на стажировку — как это делали, например, наши коллеги из Казанского Кремля.
В основном же Пушкинский сотрудничает с музеями в разных уголках России в рамках «Летней школы инклюзивных практик». Каждый год в июле этот проект собирает около 30-ти представителей музеев со всей России, которым интересен опыт Пушкинского музея в сфере междисциплинарных исследований и инклюзии. В течение десяти дней сотрудники музеев из других городов имеют возможность общаться с коллегами из ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые делятся опытом создания доступного музея, а также с представителями культурных институций из Москвы и других городов, где ведется работа с различными посетителями и сообществами. Это мероприятие ценно само по себе: коллеги из разных регионов могут встретиться, познакомиться друг с другом и начать делать новые проекты вместе.
КАК ВЫ ПРИШЛИ РАБОТАТЬ В ПУШКИНСКИЙ И НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИНКЛЮЗИЕЙ?
СЕРГЕЙ: Абсолютно случайно. Я бы назвал это совпадением интересов. Я люблю Пушкинский с детства, и мне не безразлична тема инклюзии. Как только в музее появилась вакансия, связанная с развитием инклюзивный программ, я отправился на собеседование — и вот я здесь.
ЛЮБОВЬ: У меня был сложный период в жизни, и на прежней работе начались проблемы, надо было что-то менять, выйти из зоны комфорта. Я, правда, не думала связать жизнь с искусством, хотя интересовалась им, посещала музеи и выставки. Когда предложили попробоваться на должность координатора, я сначала испугалась и хотела было отказаться, но потом подумала — надо пробовать! Познакомилась с будущими коллегами — Евгенией, Алексеем и Сергеем — и поняла, что хочу с ними работать.
ЕВГЕНИЯ: К теме инклюзии и доступности я пришла через маркетинговые исследования: уже несколько лет российские музеи пытаются анализировать, кто является потребителем культуры сегодня, изучать разные аудитории и их мотивацию прийти в музей. Для Пушкинского одной из таких аудиторий оказалось комьюнити глухих и разные сообщества людей с инвалидностью. Сначала я стала учить жестовый язык, потом снимать видео на РЖЯ (Русский жестовый язык. — прим. ред.) про шедевры Пушкинского музея и делать тренинги для сотрудников. Сегодня мне кажется, что это самая живая и динамичная сфера музейного развития.
КАКИЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ЭТОМ ОТДЕЛЕ?
ЛЮБОВЬ: Поскольку я с рождения не слышу — ношу слуховой аппарат, общаюсь и голосом, и на РЖЯ — для меня очень важна коммуникация с коллегами. Она происходит очень комфортно и этично. Я учусь у своих коллег организационным навыкам в работе, а они у меня осваивают жестовый язык.
РАССКАЖИТЕ ПРО «ТАКТИЛЬНЫЙ КАБИНЕТ».
ЕВГЕНИЯ: «Тактильный кабинет» — это название коллекции, которая находится в специальном шкафу в Итальянском дворике. Предметы из этой коллекции позволяют проводить занятия для незрячих и слабовидящих одновременно с другими экскурсионными группами — в общем потоке посетителей, что очень важно для полноценного опыта посещения музея. В нашей коллекции: уменьшенные копии статуй и рельефов, произведений архаики и классики, которые позволяют изучать историю искусства тактильно. Самая ценная часть коллекции — оригинальные фрагменты амфор, киликов и светильников, найденные на раскопках в Северном Причерноморье и переданные нам исследователем Галиной Аббасовой.
КАК ВЫГЛЯДИТ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ — ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТОГО, ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ — ИДЕАЛЬНЫЙ МИР БУДУЩЕГО?
ЛЮБОВЬ: Моя большая мечта — чтобы люди во всем мире были толерантными по отношению к особенными, непохожими на себя людям. Очень часто люди не знают, как вести себя с инвалидами, с глухими, или просто ведут себя агрессивно по отношению к ним. Раньше особенных людей прятали дома, стыдились, скрывали их, отказывались от них. Сейчас мир меняется, происходит «эволюционный» процесс, идет интеграция общества — это очень радует и дает большие надежды на светлое будущее.
В то же время в области инклюзии есть сложности. Например, в школах ввели смешанные классы, где вместе со слышащими ребятами учатся глухой ребенок и ребенок с аутизмом. Разве в таких условиях учитель может выстраивать процесс обучения одинаково для всех детей? Это глобальная проблема, которую необходимо срочно решать. Но это уже вопросы к Министерству образования.
КАК ВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТЕ С ДРУГИМИ ОТДЕЛАМИ МУЗЕЯ?
АЛЕКСЕЙ: Команда программы «Доступный музей» — это одно из самых «общительных» подразделений ГМИИ. Взаимодействие с кураторами необходимо для обсуждения концепции и формирования специальных программ к временным выставкам. Изготовление тактильных макетов, съемки фильмов, перевод на жестовый язык требуют заключения немыслимого количества договоров — в чем нам помогают коллеги-юристы.
Проведение любого мероприятия (даже простой экскурсии) в музее должно быть организовано таким образом, чтобы все, кто находится в этот момент рядом, были в курсе и могли вовремя прийти на помощь. Поэтому все хранители и смотрители залов — первые, кто узнают о том, что в гости в музей прошла наша группа посетителей, или в музее пройдет дискуссия или серия образовательных встреч. Проведение экскурсий невозможно без формирования расписания, обсуждения количества групп, подготовки экскурсоводов. За всем этим мы каждый месяц обращаемся к коллегам из экскурсионного бюро. Детские группы гостеприимно принимает в свои мастерские центр эстетического воспитания «Мусейон».
Сотрудники охраны, коллеги-единомышленники из отдела по работе с посетителями, — это подразделение Пушкинского, которое отвечает за организацию удобства и безопасности посещения музея любым человеком.
Ну и наконец, Пушкинский — это огромная стройка, которая в финале должна открыть девять зданий нового, доступного и удобного для всех музея. В формировании архитектурной доступности зданий нам помогают коллеги из отдела развития музейного квартала.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
СЕРГЕЙ: Одинаковых дней не бывает. Разных «активностей» так много, что каждый из нас в день работает над тремя и более проектами, — когда какой-то из них завершается, моментально появляется другой. Сегодня ты можешь весь день провести в рабочих встречах, а завтра — в разъездах, послезавтра можешь присутствовать на аттестации маршрута глухого экскурсовода, провести сессию в зуме, затем встретить группу детей из детского дома, а потом обсудить с дизайнерами расположение тактильных моделей на экспозиции. Я описал только два-три часа одного из дней. Такая «карусель событий» настолько непредсказуема, что если бы меня спросили: «Что ты будешь делать завтра?», я был бы готов дать ответ: «Планы есть, но без точного расписания».
КАК ОБЫЧНО ПРОХОДИТ ВИЗИТ В МУЗЕЙ ПОСЕТИТЕЛЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ — КТО ЕГО ВСТРЕЧАЕТ И СОПРОВОЖДАЕТ? ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ЕМУ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ?
АЛЕКСЕЙ: Чтобы прийти в музей любому человеку — достаточно просто приобрести на сайте билет. Если посетитель не может прийти сам, он приходит с сопровождающим. Билеты для посетителей с инвалидностью и сопровождающих бесплатны.
Далее все зависит от того, что именно человек ждет от музея. Он может посетить временную выставку, услышать тифлокомментарий или познакомиться с тактильным макетом на выставке. Чтобы попасть на тактильное занятие нужно позвонить по специальному телефону, указанному на сайте музея, и договориться о встрече.
Вообще, на сайте музея в разделе «Посетителям с инвалидностью» есть три блока: инвалидность по зрению, нарушение опорно-двигательного аппарата, маломобильность и сведения по программам на русском жестоком языке. Там содержится более детализированная информация.
НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТАКОЕ ДЕЛЕНИЕ?
ЕВГЕНИЯ: Информация о программах на сайте сформирована с учетом наиболее частых запросов. Когда написано подробно и обо всем, получается слишком много информации — для большинства посетителей это неудобно. Поэтому у нас акцентировано внимание на главных направлениях, а расширенную информацию можно получить, обратившись к нам напрямую или в социальных сетях. Что касается детских групп — они посещают музей наравне со взрослыми.
НАСКОЛЬКО ВОСТРЕБОВАНЫ ОНЛАЙН-ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ?
АЛЕКСЕЙ: В настоящее время мы стараемся минимизировать цифровые активности, потому что люди устали от цифровой уединенности и с большей радостью готовы прийти в музей. Однако для тех, кто по разным причинам не может принять участие в экскурсиях и живых встречах в музее, мы проводим каждый месяц онлайн-экскурсии и стараемся транслировать мероприятия в социальные сети программы «Доступный музей».
ЧАСТО ЛИ ВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТЕ С КОЛЛЕГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ С ИНКЛЮЗИЕЙ В ДРУГИХ МУЗЕЯ? КАК ЭТО ОБЫЧНО ПРОИСХОДИТ?
СЕРГЕЙ: Инклюзия — весьма маргинальная тема. Будем честны. Далеко не каждый музейный работник в его классическом понимании, к сожалению, думает о социальных группах, которые инклюзия затрагивает. Взять, например, Москву: в городе не одна сотня музеев, и даже те институции, что на слуху, не всегда занимаются инклюзивными практиками даже проектно. В этом контексте каждый отдел одного музея не только хорошо знает работу подобного отдела в другом музее, но и предлагает различные совместные проекты.
Так, в рамках Инклюзивного фестиваля и «Летней школы инклюзивных практик» мы сотрудничали с коллегами из Дарвиновского музея, Музея русского импрессионизма, Еврейского музея и центра толерантности, Московского музея современного искусства, а также Эрмитажа, Русского музея, Казанского Кремля, Ельцин-центра и других.
А совместно с нашими коллегами из «Гаража», Третьяковской галереи и Фонда V-A-C мы разработали масштабную инклюзивную компоненту к очень важному культурному проекту — «Музейной четверке».
ВЫ РАБОТАЕТЕ С ОЧЕНЬ НЕПРОСТОЙ ТЕМОЙ — ЛЕГКО ЛИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ВАМ УДАЕТСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ С ВАШЕЙ РАБОТОЙ?
ЕВГЕНИЯ: Тут очень важно разделить инклюзию и благотворительность. Мы занимаемся не оказанием помощи, а созданием равных возможностей для социального и творческого развития разных людей. Наша команда настолько плотно связана и профессиональными, и дружескими отношениями с людьми (экспертами, посетителями, коллегами) с инвалидностью, что чаще всего мы не замечаем особенностей друг друга. Что касается людей в трудной жизненной ситуации, таких, например, как посетители ПНИ (Психоневрологический интернат. — прим. ред.), — они тоже участники наших программ — то это такая правда, которую ты уже не можешь забыть. Вне зависимости от того, насколько это тяжело эмоционально, это уже есть в твоей жизни.